В конце 1910-х годов Варвара Степанова, по примеру Ольги Розановой стала проводить эксперименты в жанре беспредметной поэзии. Ее интересовало звучание абстрактного слова, комбинации гласных и согласных звуков, дающие возможность ощутить «фактуру» речи, позволяющие найти соответствия с графическим контентом композиции.

«Новое движение беспредметного стиха как звука и буквы связываю с живописным восприятием, которое вливает новое живое зрительное впечатление в звук стиха. Разрывая через живописную графику мертвую монотонность слитых печатных букв, иду к новому виду творчества» – Степанова определила свой новый жанр визуальной поэзии как «цветописная графика». Подобные опыты наглядно продемонстрировали, что язык книги не исчерпывается традиционными средствами. Художник может вводить любые детали для эмоциональной окраски текста – фактуру, цвет, «виньетки и помарки творческого ожидания» и все они, в совокупности и должны создавать визуально-поэтический опус, как особую форму словотворчества, «словоновшества». Сегодня подобный прием успешно используется в искусстве плаката, создавая новые актуальные формы репрезентации текста.

Екатерина Лаврентева

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры «Коммуникативный дизайн» РГХПУ им. С.Г.Строганова.

Автор лекционного курса по истории графического дизайна.