Это заключительный камерный концерт цикла «Музыка будущего 100 лет назад».

Солисты оркестра musicAeterna представляют камерные шедевры самого интересного и до сих пор наименее освоенного концертной практикой периода отечественной музыки XX века – раннесоветского авангарда. В 1920-х годах имена Александра Мосолова и Николая Рославца были на слуху, их сочинения вызывали бурные (и, как вскоре выяснилось, опасные для самих авторов) споры о природе их творчества. Одни считали музыкальный конструктивизм Мосолова и своеобразную «скрябинистическую» двенадцатитоновую систему Рославца истинно пролетарским новым искусством, другие видели в композиторах классовых врагов. Их ранние работы остались вершинами их творчества и советского музыкального авангарда в целом.

Струнный квартет Александра Мосолова появился за два года до его прославленного симфонического «Завода» (эпизода из неосуществленного балета «Сталь»). Невероятно насыщенный событиями четырехчастный цикл кажется дайджестом куда более крупной формы и слушается на одном дыхании.

Фортепианное трио № 3 Николая Рославца, начатое в Харькове в 1921-м и законченное в 1925 году, представляет собой сочинение зрелого мастера, подвергавшего ревизии собственный радикализм предреволюционных. В нем особенно слышна неразрывная связь с пост-скрябинской музыкальной.

Между камерными сочинениями Мосолова и Рославца прозвучит опус невольного оппонента советских авангардистов Игоря Стравинского – сюита из неоклассического балета «Пульчинелла» по мотивам Перголези в транскрипции для скрипки и фортепиано. Она появляется в программе концерта не случайно: в 1920-е и начале 1930-х советская и западная музыка были сообщающимися сосудами, а новая музыка по ту и эту стороны еще не опустившегося железного занавеса развивалась пусть разнонаправленными, но общими путями.

Вступительное слово к концерту — Светлана Петухова, кандидат искусствоведения, музыковед, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания.

Музыканты: Андрей Росцик (скрипка), Яна Щёголева (скрипка), Евгений Щёголев (альт), Евгений Румянцев (виолончель), Александра Листова (фортепиано).

Программа:

Николай Рославец (1881 – 1944) Фортепианное трио № 3 (1921)

Игорь Стравинский (1882 – 1971)«Итальянская сюита» для скрипки и фортепиано (по материалам балета «Пульчинелла», версия Игоря Стравинского и Самуила Душкина, 1933)

Александр Мосолов (1900 – 1973)Струнный квартет № 1 ля минор, ор. 24 (1926)

 

Исполнители - солисты musicAeterna:
Андрей Росцик, скрипка
Яна Щёголева, скрипка
Евгений Щёголев, альт
Евгений Румянцев, виолончель
Александра Листова, фортепиано

Галерея

Выставки и события

01.06.23 - 29.06.24
Детям
Занятия по абстрактной живописи