Центр «Зотов» и musicAeterna продолжают совместную музыкальную программу. Завершив объемное исследование музыки раннего авангарда, совместный проект расширяет горизонты. Новый концерт цикла посвящен европейской музыке средних веков и возрождения в исполнении вокального ансамбля musicAeterna Vox.
Музыкальное путешествие во времени охватывает XI-XVI века и начинается с гимнов, принадлежащих перу святой Хильдегарды Бингенской — визионерки, писательницы, необыкновенно самостоятельного композитора и деятельной аббатисы. Полифония XIII-XIV веков, исполняемая в программе, преимущественно анонимна. Духовное и светское в этих произведениях нередко смешивается буквально, по вертикали: несколько голосов одновременно распевают разные тексты, включая и духовные гимны на латыни, и любовные песенки на национальных языках. Полифонические и одноголосные сочинения самого крупного известного средневекового автора — поэта и композитора XIV столетия Гильома де Машо — служат своего рода мостом к новой эпохе. Ренессансный взгляд на мир и музыку отражен в миниатюрах Клодена де Сермизи, Туано Арбо и анонимном опусе народного происхождения – французском танце «турдион» Quand je bois du vin clairet. Программу завершают песни двух «Британских Орфеев» — ведущих композиторов ренессанса и барокко Джона Доуленда и Генри Перселла.
Исполнители:
Елена Подкасик – сопрано
Елена Шестакова – меццо-сопрано
Анастасия Гуляева – контральто
Елена Гурченко – меццо-сопрано
Ирина Пыжьянова – арфа, колесная лира
Вокальный ансамбль musicAeterna Vox создан в 2012 году артистками хора musicAeterna, владеющими не только академической, но и фольклорной, а также эстрадно-джазовой вокальными техниками. Основу репертуара составляют авторские аранжировки национальных песен (русских, цыганских, греческих, татарских, испанских и др.), произведения современных композиторов, авторские переложения джазовых и блюзовых композиций из бродвейских мюзиклов, саундтреков к кинофильмам, а также музыка средних веков и эпохи возрождения. За более чем 10 лет работы ансамбль освоил самые разные музыкальные стили и направления, обрел свою публику во многих странах мира и пережил несколько переименований. В 2023 году ансамбль принимает новое имя – musicAeterna Vox. Его состав мобилен и включает от двух до пяти исполнительниц. С ансамблем постоянно сотрудничают инструменталисты – солисты оркестра musicAeterna, фольклористка и арфистка Ирина Пыжьянова, греческий композитор, мультиинструменталист и мастер игры на классической критской лире Йоргос Калудис и др. Ансамбль musicAeterna Vox ведет активную концертную и гастрольную жизнь, представляет авторские программы, в которых произведения звучат в аранжировках, созданных участницами ансамбля так, чтобы исполняемая музыка говорила со слушателями XXI века на одном языке и рассказывала целостную историю, развивающуюся от начала концерта к его финалу.
Ирина Пыжьянова – исполнительница русского фольклора, этновокалистка, арфистка. Лауреат международных конкурсов, обладатель специального приза Международного фестиваля «Мир Сибири». Участница Дягилевского фестиваля в Перми, премьерных показов масштабного кинематографического проекта DAU в Париже и других проектов. Постоянно сотрудничает с коллективом musicAeterna, в частности, с вокальным ансамблем musicAeterna Vox.
Программа:
Интродукция
1.Хильдегарда Бингенская (1098–1179)
Kyrie Eleison
2. Virtus Sapientiae, аранжировка для ансамбля a cappella Черил Линн Хелм (р. 1957)
3. Verbum supernum prodiens, григорианский хорал (XI в.). Аноним. Аранжировка для арфы Ким Робертсон (2004)
4. Stella splendens, виреле. Аноним. Ell Llibre Vermell de Montserrat (Каталония, XIV в.)
5. Belial vocatur, мотет. Аноним. Codex Las Huelgas (Испания, XIII-XIV вв.)
6. Iam nubes dissolvitur / Iam novum sidus oritur, двойной мотет. Аноним. Codex Las Huelgas
7. Генрих VIII (1491–1547)
Pastyme with Good Companye, баллада
8. Plus belle que flor est / Quant revient / L’autrier joer / Flos filius eius, мотет. Аноним. Codex Montpellier (Франция, XIII в.)
9. Lamento di Tristano, La rotta, инструментальные эстампи. Аноним. Codex Lo (Италия, XIV в.)
10. Гильом де Машо (ок. 1300–1377)
Plus dure qu’un dyamant, баллада
Je ne cuit pas, баллада
11. A la nanita nana, традиционная испанская колыбельная. Аранжировка для арфы Ким Робертсон (1987)
12. Гильом де Машо
Quant en moy / Amour et biauté parfaite / Amara valde, изоритмический мотет
13. Клоден де Сермизи (ок. 1490–1562)
Tant que vivray, шансон
14. Туано Арбо (1520–1595)
Belle qui tiens ma vie, павана на четыре голоса
15. Quand je bois du vin clairet, турдион (танец). Аноним.
Сборник Пьера Аттеньяна “9 basses dances, 2 branles, 25 Pavennes, avec 15 Gaillardes” (Париж, 1530)
16. Генри Пёрселл (1659–1695)
What Can We Poor Females Do?, песня, Z 429 (1694)
17. Джон Доуленд (1562/63–1625)
Come Again, Sweet Love Doth Now Invite, песня № 17 из сборника The Firste Booke of Songes (1597)