«Цвет - это клавиша, глаз - молоточек, душа - многострунный рояль…».
В манифесте «О духовном искусстве» (1910 г.) Василий Кандинский изложил свою теорию взаимодействия звука, цвета и линии, до этого попробовав все смешать в сценической композиции «Желтый звук». Деятели авангарда пытались расширить границы восприятия: в живописи искали время, звуковысотность, ритм, в музыке – пространство, линию, цвет. Современные нейрофизиологи пришли к выводу, что Кандинский писал свои картины с расчетом на синтестетов, то есть людей, способных «видеть звуки» и «слышать живопись». Хотя лишь 1–2% из нас могут считать себя синестетами, но каждый человек подсознательно склонен связывать музыку и живопись и воспринимать их слитно, а не раздельно.
Можно ли видеть музыку? Можно ли слышать картины? На лекции мы разберем теорию В. Кандинского, узнаем, как воспринимал тональность композитор-синестет Н. Римский-Корсаков и увидим реконструкцию партии света Luce в симфонической поэме А. Скрябина «Прометей». Слушателям представится уникальная возможность принять участие в настоящем эксперименте и развить свой «цветной слух». В режиме реального времени с помощью бумаги и гуаши мы создадим свое цветовое представление музыкального произведения. Предугадать как сам процесс, так и его результат не могут ни автор, ни участники.
Посетителей лекции ждет бонус: вы сможете увидеть неопубликованный видеоэксперимент Анны Ильичевой «Лаборатория желтого звука» (2010 г.). Участники: композитор и пианист Алексей Сергунин, музыканты группы SEMB Георгий Мансуров (кларнет), Роберт Брем (скрипка), художник, дизайнер, член Московского союза художников Василий Вдовин, композитор, руководитель Центра современной музыки при Московской консерватории, создатель ансамбля «Студия Новой музыки» Владимир Тарнопольский.
ЛЕКТОР
Анна Ильичева
Музыковед, искусствовед, журналист, лектор, игропедагог, кандидат педагогических наук, автор книги-учебника «Европейская музыка XX века», автор документальных фильмов, научных и популярных статей об искусстве, архитектуре и музыке, куратор образовательных и выставочных проектов галереи ВХУТЕМАС и МАРХИ, ведущая клуба «Диалог архитектуры и музыки» в Галерее ВХУТЕМАС, автор образовательных музыкально-образовательных программ и курсов для Музея современного искусства «Гараж», театра «Новая опера», Мультимедиа Арт Музея, культурного центра «ЗИЛ», ведущая студии «Музыкальная лаборатория» в Музее Москвы.