«Победа над солнцем» (1913 г.) — одна из самых ярких попыток создать тотальный или синтетический театр. Премьера футуристической будетлянской оперы Михаила Матюшина, Алексея Крученых и Казимира Малевича в Петербургском театре «Луна-парк» вызвала «страшный скандал». Язык зауми, музыка хроматизмов и диссонансов, гротескно-супрематические костюмы и декорации — о чем пророчествовали авторы? Музыкант, художник органического авангарда, автор теории «Зорведа» Михаил Матюшин считал, что «искусство обязательно будет синтетическим. Только оно может сделать людей по-настоящему счастливыми…». Тотальный театр Вячеслава Колейчука — это уже будущее искусства, которое наступило.

В практической части лекции участники изучат сохранившиеся ноты оперы «Победа над солнцем», выучат песню «Будетлянина», «проскрипят» на настоящей скрипке четвертитоновую теорию Михаила Матюшина. В финале посмотрят реконструкцию «Триадического балета» Оскара Шлеммера (1922 г.) и устроят свой синтетический театр «Механическое кабаре», где движение геометрических цветных форм синхронизируют с ритмом шумового оркестра и аккордами фортепиано.

ЛЕКТОР

 

Анна Ильичева

Музыковед, искусствовед, журналист, лектор, игропедагог, кандидат педагогических наук, автор книги-учебника «Европейская музыка XX века», автор документальных фильмов, научных и популярных статей об искусстве, архитектуре и музыке, куратор образовательных и выставочных проектов галереи ВХУТЕМАС и МАРХИ, ведущая клуба «Диалог архитектуры и музыки» в Галерее ВХУТЕМАС, автор образовательных музыкально-образовательных программ и курсов для Музея современного искусства «Гараж», театра «Новая опера», Мультимедиа Арт Музея, культурного центра «ЗИЛ», ведущая студии «Музыкальная лаборатория» в Музее Москвы.