Чему учились молодые конструктивисты во ВХУТЕМАСе? Чему учили идеологи конструктивизма студентов в годы борьбы с формализмом?
Мероприятие проходит в преддверии выставки «Русское невероятное».
В начале 1920-х в художественной жизни страны сложилась уникальная ситуация: «левые» художники и идеологи работали на руководящих должностях в учреждениях науки, культуры и просвещения. Страна, ставящая своей задачей строительство нового мира, решила опереться на открытия авангарда. Высшим художественно-техническим мастерским (ВХУТЕМАС) выпало быть кузницей молодых кадров для художественной промышленности страны. Среди них были и будущие конструктивисты, ярко заявившие о себе еще в студенческие годы. Бесспорно, что ВХУТЕМАС, базировавшийся на новаторской модели художественно-технического образования, объединил под своей крышей творцов авангарда разных взглядов и убеждений. Это было пусть и короткое, но очень яркое время экспериментов и творческих подвигов.
Сегодня мы достаточно хорошо знакомы с программами проектных дисциплин и студенческими проектами благодаря трудам многих исследователей. Теоретические лекционные материалы все еще остаются узкоспециальными темами, не получившими широкого освещения. Тем интереснее попытаться проникнуть сквозь завесу времени в учебные аудитории,чтобы узнать, какие теоретические искусствоведческие концепции и общефилософские идеи вдохновляли студентов, служили основой их проектного мышления. Несмотря на обширную борьбу с формализмом и левыми течениями в искусстве и культуре, которая развернулась в 1930-е годы, конструктивизм не был стерт с лица земли. Во многом благодаря тому, что даже находясь в опале и изгнании, порой почти в полной изоляции, конструктивисты продолжали обучать студентов.
Слушатели познакомятся с содержанием цикла лекций «Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях», которые Павел Флоренский читал студентам полиграфического факультета во ВХУТЕМАСе. А также узнаем о теории пространства в живописи, которую Николай Тарабукин, теоретик конструктивизма и искусствовед, преподавал во ВГИКе и ГИТИСе.