ПЯТЬ ПРОЕКТОВ НЕБОСКРЕБОВ
1920-х годов, повлиявших на мировую архитектуру
Виктор Пивоваров. Длинная-длинная рука. 1972
© Русский музей, Санкт-Петербург, 2024
© Русский музей, Санкт-Петербург, 2024
Скайлайн Москвы стремительно меняется, насыщается новыми динамичными силуэтами, отражающими сердцебиение города.
Футурологические архитектурные проекты супрематизма, конструктивизма и рационализма, в XX веке оставшиеся экспериментами в области бумажной архитектуры, сегодня становятся источниками вдохновения для многих звездных архитекторов.Проекты 1920-х годов вновь доказывают свою вневременность, актуальность методов формообразования и предвидение своих творцов. Архитектура, возвышающаяся над землей, снова стала инструментом для создания параллельных миров, направленных на вызов и преобразование пространства, в котором мы живем.
В 1922 году идеолог рационализма Николай Ладовский предложил членам возглавляемой им Рабочей группы архитекторов ИНХУКа (Института художественной культуры) тему для экспериментальной работы —
проект небоскреба Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ). Этой задачей заинтересовался его коллега Владимир Кринский.
Проект, который разрабатывался им два года, можно рассматривать в ряду экспериментальных, в которых делались попытки создания «главного здания» страны в виде ультрасовременного по форме высотного сооружения.
В своих воспоминаниях архитектор пишет о проекте небоскреба: «Одна строка из стихотворения Владимира Маяковского крепко запомнилась мне и пафос ее определил направление работы: “Шарахнем в небо железобетон”.
А как представлять себе железобетон в строительстве?
Это железобетонный каркас.
Причем чистый каркас, без всякого декорирования профилями. Этот каркас и взял за основной мотив композиции. Внизу крупный, выше более мелкий.
Заполнение каркаса — стекло, выделены и подчеркнуты лифты». Тщательно продуманный ритм и пропорциональное соотношение членений фасада автор использовал для придания зданию укрупненного масштаба и усиления зрительного впечатления от его высоты.
Каркас не одинаков, сетка колонн «ломается» и становится мельче по мере повышения этажей.
Формы небоскреба предвосхищают пластические приемы архитектурного деконструктивизма 1980-х годов.
Малевич рассматривал их не как прототипы зданий, а как универсальный архитектурный принцип или систему организации, способную стать основой для любого проекта.
Архитектон — выражение «чистой архитектуры», выходящее за пределы материальных ограничений и формирующее фундаментальные законы архитектурного мышления.
В 1923 году Казимир Малевич начинает создавать архитектоны — модели, построенные из гипсовых кубов и параллелепипедов, которые сливаются под прямыми углами. Они воплощали в себе супрематическую эстетику, полностью освобожденную от функциональных и конструктивных задач.
Один из корпусов нового мультиквартала VEER от девелопера MR Group — это 59-этажная башня, вдохновленная принципом архитектона, который был разработан Казимиром Малевичем.
В небоскребе урбан-блока Indigo этот принцип получил современное воплощение – его концепция создана архитектурным бюро СПИЧ под руководством архитектора Сергея Чобана, автора проекта реставрации памятника конструктивизма, Хлебозавода №5, в котором открылся Центр «Зотов».
От основания к вершине объем башни постепенно уменьшается, придавая силуэту устремленность ввысь, что дополнительно подчеркивается строгими вертикальными ламелями на фасадах. Несмотря на внушительные размеры, высотка отличается визуальной легкостью. Сужение кверху позволило сформировать распределенные по всей башне террасы на разных этажах — они станут частью комфортабельных квартир с безупречными видами.
Подробнее о проекте
Одна из них уходила под землю до станции метро, две оставшиеся выходили к трамвайным остановкам, внутри опоры курсировал лифт. Кроме того, проект решал проблему вертикального зонирования, обеспечивая полную сохранность исторически сложившейся застройки Москвы.
По проекту восемь небоскребов располагались над землей на пересечениях Бульварного кольца с основными магистралями Москвы тех лет и должны были реорганизовать и упростить транспортные и пешеходные потоки в проблемных местах городского движения. Получившие шутливое прозвище «заоблачные утюги», здания должны были стоять на трёх каркасных опорах.
Архитектор-конструктивист Эль Лисицкий предложил создать на всех площадях Бульварного кольца в Москве «Горизонтальные небоскребы» — тонкие и высокие башни с консольной конструкцией на верхнем торце.
Сегодня «Горизонтальные небоскребы» стали профессиональным брендом, что доказывает недавний проект многофункционального комплекса для Китая, выполненный Стивеном Холлом.
Проект «Город на опорах» должен был разорвать многовековую связь между строительством городов и разрушением природы. Жесткая ортогональная сетка многофункциональных супрематических структур могла быть размещена в любом ландшафте, сохраняя первоначальное состояние природы.
В серии «Аэрогорода» Лазарь Хидекель, ученик и последователь Казимира Малевича, предложил свое видение инфраструктурной и протоэкологической архитектуры — приподнять здания над земной поверхностью.
Лазарь Хидекель предложил переориентировать индустриальную цивилизацию на новую систему, где машины и природа взаимно усиливают друг друга, создавая новую комфортную форму жизни. Архитектор подчеркивал важность экологического проектирования городов: «Конструкцию должна иметь не только машина, но вода и ветер, а также и жизненное движение. Конструкция будущего творчества ведет к объединению всех отраслей творчества новой жизни, к пути экономии и жизненной динамики. Это должно завоевать все пространство предметно-хаотичного мира и приведет все к единству жизнетворческой конструкции».
Аналогичные формальные исследования повторялись в мировой архитектуре в период с середины 1950-х до середины 1960-х годов.
В эти годы абстрактные каркасы, слоистые структуры и сплав архитектуры, инфраструктуры и инженерных систем вновь становятся инструментами для переосмысления связи между архитектурой, экологией и городским сообществом.
Помещения «Дома съездов СССР» разделялись на две части: причальную башню, в которой размещались общественные и жилые помещения, и огромный летающий зал заседаний на 10 000 человек. Такие однотипные башни планировалось разместить в столице каждой союзной республики, а летающий зал заседаний должен был курсировать между ними.
В своем футурологическом дипломном проекте Исаак Иозефович, студент идеолога рационализма Николая Ладовского, предлагал смелое даже по современным меркам решение проблемы транспортной мобильности в «Новых городах».
Небоскреб, вдохновленный проектом Иозефовича, сейчас разрабатывается в Тайване. Здание высотой 390 метров планируется построить в городе Тайчжун. Восемь аэростатов вместимостью до 80 человек, скользя вдоль небоскреба под действием магнитного поля, будут поднимать людей на вершину башни.
8(800)350-86-20
info@centrezotov.ru
КОНТАКТЫ
ПРИ ПОДДЕРЖКЕ
Москва, Ходынская улица, 2 стр. 1
вторник — воскресенье 11:00–22:00понедельник — выходной
© Центр Зотов, 2022 - 2024