The new exhibition project "Logos: the Voice of Constructivism" tells how constructivism has shaped modern media with the help of artistic expressive means: radio, cinema, magazines, photography and books.

The XX century is an era of rapid urban growth, development of transport and communications. Already at the beginning of the century, art took its place in the public space and the system of mass communications, not only fixing changes, but also predetermining them. This time is becoming a key time for innovative developments in typography, advertising, radio and graphic design.

The new visual language was able to offer constructivism. This progressive artistic trend was characterized by geometricism, conciseness of forms and monolithic appearance. The new culture put function in the foreground — the function of a form, a thing, an object, a person. It should be utilitarian, universal and relevant — as a young dynamic city. Art is for everyone, the city is for everyone. The principles of constructivism have spread to other areas, including architecture, cinema, book design, photography and the design of urban spaces. And the new language predetermined the assembly principle of the presentation and perception of information, which is still relevant.

The heroes of the new exhibition are such artists as Alexander Rodchenko, Vladimir Mayakovsky, El Lisitsky, Gustav Klutsis, the Stenberg brothers, Solomon Telingater — stars of the first magnitude who laid down the postulates of graphic design and the rules of advertising appeals.

In the center of the exhibition are virtually all art forms of the 1920s, which reflected the work with the word, including: the design of the city, the design of showcases and kiosks, propaganda trains and "windows of GROWTH", sounding avant—garde poetry and first reports, "live newspapers" and intertitles of innovative films, photomontages and rhythm announcements. The curators aimed to show not only the works, but also to demonstrate new approaches and methods of work of constructivist artists. You will see not only finished things, but also sketches and project options, tools, printing equipment. Reconstruction of Gustav Klutsis' radio-projector, Anton Lavinsky's reading-room hut, reprints of newspapers and posters have been specially prepared for the exhibition. The exhibition also features the famous poster "Lengiz: books on all branches of knowledge" with a photo of Lily Brick — one of the symbols of avant-garde advertising with all its favorite techniques. Photographs and newsreels will demonstrate how the revolution of the form of representation of the word, modern technologies and a new language policy were reflected in the daily lives of people of those years.

The exhibition also shows works by lesser-known, but no less important authors, such as Faik Tagirov, Nikolai Ilyin, Elbrus Gutnov, Elena Semenova, and handwritten posters not previously shown for the Tenth State Exhibition, which went down in history as the confrontation of Anti (Alexander Rodchenko) and Kazimir Malevich.

Отдельное внимание уделяется теме кинематографа: интертитры и киноплакаты начала прошлого столетия создают удивительные образы и раскрывают проблематику времени. После Февральской революции 1917 года развитие языковых средств немого кино радикально ускорялось и совершенствовалось. Художники искали новые средства выразительности при помощи монтажа и дизайна интертитров. Слово на экране перестало быть только иллюстративным инструментом, оно тесно вошло в смысловой уровень и художественную ткань фильма: с помощью словесной игры можно было заставить зрителя посмотреть на жизнь в кадре «под другим углом». Так, конструктивисты смогли доказать, что интертитры — это тоже искусство.

Важным элементом экспозиции, показывающим значимость слова как знаковой системы, формирующей общественное сознание, стали высказывания современных художников: Платон Инфанте и Владимир Абих специально к выставке создали инсталляции, связывающие прошлое и настоящее и показывающие актуальность наследия конструктивизма.

Выставка поделена на четыре тематических раздела — «Живое слово», «Агитпроп», «Новая оптика» и «Новые медиа» — и 18 подразделов, охватывающих как ранние футуристические эксперименты со словом (рукописным, печатным, поэтическим или переданным средствами живописи), так и продолжившиеся в 1920-х – начале 1930-х новаторские разработки оформления журналов и книг и дизайна выставок.

Чтобы погрузиться в атмосферу начала XX века и подробнее узнать о ключевых работах каждого раздела, можно взять аудиогид. Приобрести его можно на стойке администрации и на сайте.

Для знакомства маленьких посетителей с выставкой и экспонатами был разработан детский квест. В сопровождении медиатора дети смогут узнать о самых разных идеях конструктивистов, научиться анализировать увиденное, попробовать себя в роли художников или графических дизайнеров и решить задачки, загаданные конструктивистами более ста лет назад.

Экспозиция объединяет свыше 350 экспонатов, хранящихся в более чем 30 музеях, фондах и личных собраниях, в частности: Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном научно-исследовательском музее архитектуры имени А.В. Щусева, Государственном музее В.В. Маяковского, Государственном музее изобразительных искусств республики Татарстан, Государственном музее истории Санкт-Петербурга, Нижегородском государственном художественном музее, Политехническом музее, собраниях Владимира Кричевского и Соломона Телингатера, архиве Александра Родченко и Варвары Степановой и других.

Кураторами выставки стали: историк архитектуры Полина Стрельцова, архитектор Анна Замрий, кандидат искусствоведения Екатерина Лаврентьева, культуролог Константин Дудаков-Кашуро.

Полина Стрельцова
искусствовед, историк архитектуры, куратор
Анна Замрий
младший куратор, специалист по архитектуре выставок
Екатерина Лаврентьева
кандидат искусствоведения
Константин Дудаков-Кашуро
культуролог

Расскажите нам о своих впечатлениях от выставки!
Для этого ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов по ссылке.

Нам очень важно знать ваше мнение. Мы будем рады всем комментариям и предложениям и постараемся их учесть.

Выставку сопровождает публичная программа с лекциями, круглыми столами, концертами, воркшопами, функциональными прогулками по Москве и дискуссиями в книжном клубе центра. Мероприятия разделены по месяцам тематически и перекликаются с разделами выставки, затрагивая темы поэзии, графического дизайна, типографики и «языка города» и раскрывая понятие «логос» в различных контекстах от литературы до рекламы. С подробной программой к выставке можно ознакомиться в разделе событий.

В кинотеатре «Зотов.Кино» проходит специальная программа, приуроченная к выставке «Логос». Она посвящена изучению «слова» в кино — от разнообразия интертитров и их функций до перехода от немого кино к звуковому. Подборка игровых и анимационных советских фильмов 1920-30-х знакомит зрителей со всем разнообразием использования знаков и текста в кинематографе. Узнать, как интертитры стали искусством, можно в программе кинотеатра к выставке.

Для школьников разработана серия мастер-классов, а для детей 5-6 лет — занятия по абстрактной живописи и архитектуре, где они смогут научиться пользоваться разными видами материалов, развить фантазию и способности к образному мышлению, а также создать свой макет архитектурного объекта. Информацию о занятиях можно найти на странице арт-клуба.

В рамках инклюзивной программы к выставке предусмотрен цикл мастер-классов на русском жестовом языке, игровые занятия для детей и взрослых с особенностями развития и экскурсии для разной аудитории. Расписание мероприятий можно найти в разделе инклюзивных событий или уточнить по электронной почте access@centrezotov.ru.

Архитектуру выставки разработало бюро Aurum. Повествование выстраивается в цельную историю с артикулированными «главами» и визуальными связями между разделами, что позволяет зрителям воспринимать насыщенную и разноплановую экспозицию через различные пространственные переживания, которые меняют темп рассказа и восприятия. В архитектуре проявляются характерные для конструктивизма принципы: «честность» в работе с материалом и конструкциями, модульность, форма отвечает функции.

За графический дизайн выставки отвечала студия Holystick. В основе визуального языка — образ слова. Как и в работах конструктивистов сто лет назад, слово в графическом оформлении экспозиции звучит, но благодаря подчинению функции и логике повествования не «перекрикивает», а дополняет выставку. Голос выставки присутствует обособленно и непредвзято, не стремится слиться с экспонатами, но рифмуется с ними.

Генеральный партнер:

втб цветной

Информационные партнеры:

радио культура
правила жизни
газета об искусстве

Поддержка в социальных сетях:

mosnow