В рамках выставки «Логос: голос Конструктивизма» пройдет специальная кинопрограмма «Логос.Кино», в которой будут показаны советские фильмы 1920-х годов, доказавшие, что интертитры - это тоже искусство.

После Революции 1917 года развитие языковых средств немого кино радикально ускорялось и совершенствовалось. Художники авангарда искали новые средства выразительности при помощи монтажа и дизайна интертитров. Слово на экране перестало быть только иллюстративным инструментом, оно тесно вошло в смысловой уровень и художественную ткань фильма.

Афиши и плакаты времен Гражданской войны, политические карикатуры и рисунки на агитпоездах значительно повлияли на эстетику нового советского кино. Слово-лозунг воздействовало на зрителя, вызывая эмоциональную реакцию, заставляло его увидеть жизнь в кадре «под другим углом».

В программе «Логос.Кино» будут показаны разные подходы к работе с языком и интертитрами. Комедии Бориса Барнета, Абрама Роома и Всеволода Пудовкина, отражающие очарование и свободу эпохи НЭПа, сделаны в эстетике нового советского жанра фельетона. Режиссёры использовали в титрах словесную игру, стилизовали просторечные выражения, подражая Михаилу Зощенко и Пантелеймону Романову.

Рядом с городскими по духу приключениями «Девушки с коробкой» и «Третьей Мещанской» в программе представлена «Генеральная линия» Сергея Эйзенштейна – попытка мастера осмыслить при помощи интеллектуального монтажа коллективизацию в деревне. Патетические надписи в фильме, наделяются значением «аттракциона», оказывая эффект воздействия на зрителя.

Также в программе уникальный анимационный сеанс мультфильмов 1920-х – 1930-х годов. Нарисованные выпускниками ВХУТЕМАСа, движущиеся агит-плакаты продолжили авангардные опыты кинематографистов и художников по внедрению слова в динамический контекст произведения. Анимированные буквы «оживали» и становились самостоятельными персонажами действия.

Стремительное развитие языковых средств в немом кино 1920-х годов отчасти было обусловлено приближением эпохи звука. «Говорящие» фильмы положили конец экспериментам с интертитрами, а утверждение единого стиля соцреализма отвергло любые попытки вернуться к опыту революционной эстетики эпохи НЭПа.

А для посетителей репертуарных сеансов мы подготовили приятный бонус – возможность отправиться в путешествие во времени и перенестись в кинотеатр прошлого. Посетители кинотеатра смогут увидеть перед современными фильмами фрагменты хроники из киножурналов, которые наблюдали зрители 70, 100 лет и даже больше века назад – от жизни подводного царства до рецепта знаменитого салата по ГОСТу.

Билеты для держателей Зотов. Карт со скидкой 10%