Сборник ранней советской мультипликации: Межпланетная революция (1924), Советские игрушки (1924), Будем зорки (1927), Каток (1927), Винтик-шпинтик (1927), Грозный Вавила и Тетка Арина (1928), Почта (1929), Властелин быта (1932), Вор (1934).

Сеанс представит киноархивист Ольга Деревянкина.
Фильмы озвучит пианистка, композитор и импровизатор Наталья Скворцова, лидер джазового ансамбля «Живые люди».

В середине 1920-х годов кинематограф прежде всего рассматривался как средство агитации и просвещения. Те же функции были у мультипликации, которая сегодня во многом у нас ассоциируется с детским жанром. А начиналась она как агитка, плакат, политсатира. И первыми советскими мультипликаторами стали, прежде всего, художники, плакатисты, книжные иллюстраторы.

Первые советские опыты в анимации датируются 1924 годом. «Советские игрушки» (1924), были выполнены пока еще примитивными техническими средствами. Ведь первые послереволюционные годы были временем разрухи, голода и общего дефицита. Так и пионерам мультипликации пришлось все начинать с нуля: не было опыта, профессионального оборудования, кинопленки. Зато был огромный интерес к новому искусству и энтузиазм. Сами изобретали и строили мультстанки, приспосабливали кинокамеры, экспериментировали с материалами и способами съемки. Эта эпоха первопроходцев дала нашему кино уникальные образцы оригинальных манер, приемов и стилей в мультипликации.

Несколько художников выпускников ВХУТЕМАСа, поклонники Маяковского и конструктивистов, озорно и изобретательно, используя эстетику советского плаката и карикатуры, сняли «Межпланетную революцию» — актуальную пародию на «Аэлиту» Якова Протазанова (1924) — историю про красного бойца, поднявшего революцию на Марсе. Из технологий они использовали сразу несколько методов: графику, коллаж, плоскую марионетку и перекладку.

Техника плоской марионетки (которую применил Михаил Цехановский в «Почте») тогда использовалась вовсе не в традициях театра теней или силуэтной техники, а скорее заставляла вспомнить о русских деревянных игрушках, сделанных из плоских дощечек, скрепленных шарнирами (нитками, проволокой) и двигающихся с помощью веревочек. Не меньше внимания в изобразительном решении уделялось шрифту, особенно в рекламных фильмах, который играл роль выразительного средства.
Увлекателен опыт создания «Катка» (1927) — одного из первых детских мультфильмов. Художникам удалось добиться зримого движения рисунка, используя совершенно простой графический рисунок — тонкая силуэтная линия, выполненная белым по черному фону, а не наоборот, как это использовалось обычно.

Несмотря на то, что Владислав Старевич считался пионером и несомненным мастером кукольной мультипликации, в конце 1920-х художникам пришлось экспериментировать и заново выдумывать методы создания объемной мультипликации. Художнику, скульптору, резчику по дереву, неистощимому изобретателю Александру Птушко удалось разработать прочные и удобные конструкции кукол, изучить и рассчитать движение фаз так, чтобы они могли двигаться естественно и правдоподобно. Вышедшая в 1932 году остроумная бытовая сатира «Властелин быта» была очень высоко оценена зрителями.

В 30-х годах вслед за кинематографом начинает появляться звуковая мультипликация. Так, с успехом принятый «Винтик-шпинтик» (1927) для запуска в прокат был озвучен в 1931 году и демонстрировался на экране вплоть до 1937 года. Интересный образец экспериментальной мультипликации — фильм «Вор» (1934). Здесь запечатлены результаты опытов группы ленинградских исследователей по созданию рисованного звука (рисованный звук записан задолго до Нормана Мак-Ларена Николаем Воиновым).

1934 год — довольно печальная дата в истории советской мультипликации. Кинематографическое руководство, соблазнившись конвейерной системой производства мультфильмов на студии Уолта Диснея и мечтая о таких же прибылях от проката, приняли решение прекратить производство на полукустарных студиях и перейти к конвейерной системе на одной большой, хорошо оборудованной студии. Эпоха самостоятельных поисков и экспериментов завершилась. Мультипликация перестала быть уникальным, авторским продуктом, и к концу 30-х годов индивидуальные почерки серьезно нивелировались.

Киноклавиши. Просмотр немых лент в музыкальном сопровождении профессионального тапера передаст атмосферу кинопросмотра, какой она была около века назад.

Межпланетная революция

Пародия на кинокартину Якова Протазанова «Аэлита», которая была популярна во второй половине 1920-х годов. Мультфильм рассказывает о Красном Воине, который летал за буржуями на Марс и разогнал их там.

Год1924
СтранаСССР
Продолжительность8 мин.
Жанрмультфильм, техника плоской марионетки, немой
Возрастное ограничение0+
РежиссерыНиколай Ходатаев, Зенон Комиссаренко, Юрий Меркулов
Советские игрушки

Фильм создан на основе политшаржей известного советского художника-карикатуриста Дени.

Богатый и жирный нэпман обладает безудержным аппетитом. Рабочие и крестьяне встают на его пути, чтобы победить его и отобрать деньги. В результате, буржуй, поп и мулла превращаются в игрушки.

Год1924
Продолжительность11 мин.
СтранаСССР
Жанрмультфильм рисованный, немой
Возрастное ограничение0+
Авт. рук.Дзига Вертов
ОператорАлександр Дорн
МультипликаторыИван Беляков, Александр Иванов
Будем зорки

В картине советуют покупать государственные облигации и вкладывать деньги в сберегательные кассы для укрепления экономической независимости СССР. Звучит призыв трудящихся принять участие в финансовой помощи государству.

Год1927
СтранаСССР
Продолжительность9 мин.
Жанркомбинированный, немой
Возрастное ограничение0+
Режиссер и художникНиколай Ходатаев
Каток

Маленький конькобежец случайно сталкивается на катке с мужчиной, который катался с дамой. Чтобы избежать преследования, он попадает на беговую дорожку и первым приходит к финишу. Восторженные зрители приветствуют его победу.

Год1927
СтранаСССР
Продолжительность6 мин.
Жанрнемой
Возрастное ограничение0+
Режиссер и операторЮрий Желябужский
Автор сценарияАвтор сценария
ХудожникиДаниил Черкес, Иван Иванов-Вано
Грозный Вавила и Тетка Арина

Тетка Арина заботилась о хозяйстве каждый день, но в День 8 марта произошли странные события - ведра самостоятельно побежали в дом, а кухонная утварь начала танцевать вокруг Арины. Тетка отправилась на женское собрание, а муж Вавила хотел помешать, но не смог.

Год1928
СтранаСССР
Продолжительность6 мин.
Жанрмультфильм рисованный, немой
Возрастное ограничение0+
РежиссерыНиколай Ходатаев, Ольга Ходатаева
ХудожникиВалентина Брумберг, Зинаида Брумберг
Винтик-шпинтик

На заводе Динамо, маховик и шестерни считают себя главными в работе, но незаметный Винтик тихо выполняет свою работу. Он уходит, оскорбленный отсутствием признания, но на следующий день завод не может работать без него. Винтик возвращается, и все понимают, как важна его работа.

Год1927
СтранаСССР
Продолжительность8 мин.
Жанрмультфильм рисованный, немой
Возрастное ограничение0+
Почта

Письмо, направленное к адресату, путешествует по всему миру, облетая земной шар. Вместе с ним зритель отправляется из Ленинграда в Берлин, из Берлина в Лондон, из Лондона в Бразилию, а затем обратно в Ленинград.

Год1929
СтранаСССР
Продолжительность15 мин.
Жанробъемный, немой
Возрастное ограничение0+
Режиссер и художникМихаил Цехановский
Автор сценарияСамуил Маршак
ОператорК. Кириллов
Властелин быта

Киносатира о мужчине, живущем с клопами, переселяющемся в новую квартиру и перевозящем всю свою старую мебель. Клопы кусают жильцов, и он вынужден избавиться от старых вещей. В конце он осознает, что нужно уметь жить в новом доме.

Год1932
СтранаСССР
Продолжительность15 мин.
Жанробъемный, звуковой
Возрастное ограничение0+
Режиссер-постановщикАлександр Птушко
Авторы сценарияАлександр Птушко, Николай Ренков
Автор стиховВильгельм Гранов
КомпозиторСергей Ряузов
Вор

История борьбы против расхитителей общественного добра. Пионер Вася и его собака Дружок решили поймать вора на колхозной бахче. После совета Васи, Дружок оборачивается арбузом. Ночью, вор украл мешок с арбузами, не заметив, что там скрылся и Дружок. Оказалось, что вором была Свинья. Дружок начал лаять и поднял тревогу. Таким образом, вор был разоблачен.

Год1934
СтранаСССР
Продолжительность10 мин.
Жанрмультфильм рисованный, звуковой
Возрастное ограничение0+
Режиссер и художникАлександр Иванов, Петр Сазонов

Цифровые копии из коллекции Госфильмофонда РФ.