Виктор Мельников — художник, формировавшийся под влиянием соцреализма 1930-х годов и наследия московской импрессионистической школы начала века, транслируемого его отцом Константином Мельниковым. Эволюция его метода соответствует общему руслу развития советской живописи. Кроме того, она психологически обоснована стремлением художника как творца вырваться за пределы авторитетного и официально дозволенного.

Уже в 1950-е годы Мельников проходит этап отрицания реалистического подхода в целом (не только в его соцреалистическом изводе). Он выходит к методу, который технически близок к импрессионизму, но по содержанию является попыткой найти в живописи возможности отобразить духовное содержание и смысл образов: «Мне хочется заставить зрителя увидеть не предмет. Понятие предмета сформировалось с малого возраста, и поразить в данном случае может только иллюзия ремесленного искусства. А заставить зрителя увидеть или хотя бы подумать о чем-то большем, также существующем в действительности...поражающим нас и всегда вносящим освежение нашим чувствам...»

Формулируя важность отказа от рационального осмысления и конструирования образов в пользу концентрации на чувственном восприятии, Виктор Мельников зачастую отказывается от работы с подготовительными рисунками. Отчасти это соответствует методу спонтанной живописи, но для художника, принципиально остающегося в рамках фигуративности, такой подход означает неровное качество работ: иногда мы наблюдаем искажения натуры, а иногда возникают картины с удивительным колоритом и светоносной средой. В более поздних работах художник выходит к «белой живописи», построенной на высветленной палитре с едва различимыми оттенками хроматических цветов.

Дарья Благирева — искусствовед, окончила бакалавриат и магистратуру МГУ, отделение истории искусств исторического факультета. Научный сотрудник Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых (филиал Музея архитектуры им. А.В. Щусева). Изучает живопись Константина Степановича и Виктора Константиновича Мельниковых. Специализация — советская станковая и монументальная живопись XX века. Основная сфера научных интересов — изучение трансформаций новых концепций художественного мастерства, сформулированных в ходе революции в искусстве начала XX века, анализ их приспособления к нуждам времени и личным особенностям творческого метода художников.

Дарья Благирева
Искусствовед
Закончила МГУ им. М.В. Ломоносова. Научный сотрудник Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых. Специализируется на советской станковой и монументальной живописи XX века.

Галерея