Солисты оркестра musicAeterna и Центр «Зотов» продолжают исследование музыки раннего советского авангарда. В программе очередного камерного концерта — главные герои-экспериментаторы послереволюционного времени Николай Рославец, Владимир Дешевов и Владимир Щербачев.
Мы не рекомендуем приобретать билеты на сторонних ресурсах.

В 1920-е каждый из этих композиторов изобретал новый язык. Рославец стал автором атональной музыкальной системы, отчасти схожей с шенберговской додекафонией. Щербачев в Нонете пытался создать новый тип синтетического произведения, в котором танец и музыка едины. Дешевов, также сочинявший в атональной зоне, переводил на язык музыки эстетику раннесоветского индустриализма (преимущественно, в театрально-музыкальных работах). Между тем, ни одна из представленных в концерте партитур не звучит как «музыка конструктивизма», и в этом, пожалуй, заключается основная интрига вечера. 

В 1911 году Владимир Щербачев работал концертмейстером-пианистом в антрепризе Дягилева Ballets Russes. Во время занятий с танцовщиками и долгих гастролей он близко познакомился со Стравинским и Дебюсси, Фокиным и Бенуа и их идеями о будущем балета. В 1919 году — совсем в другое время — Щербачев вступил в заочную полемику с дягилевской эстетикой и создал Нонет для петроградского Передвижного общедоступного театра, в котором «изобразительность» должна быть побеждена «выразительностью». На премьере в 1919 году пластическую партию в постановке Николая Евреинова исполняла прославленная балерина Ольга Преображенская. Интонации Нонета, при всем их атональном строении напоминают то о песенности русских опер, то о колористике Дебюсси, то о колокольности Рахманинова. Его свободная структура — череда ярких разнохарактерных фрагментов — вопреки намерениям автора кажется сейчас весьма изобразительной, пусть даже изображает она не картины окружающего мира, а мимолетные движения души.

Владимир Дешевов – музыкант-вундеркинд, белый офицер, чудом уцелевший во время Гражданской войны, в 1921 году возглавивший Народную консерваторию в Севастополе, а в 1922-м вернувшийся в Петроград – писал фортепианные «Медитации» как раз во время скитаний. Семь разнохарактерных пьес нисколько не медитативны и больше напоминают внезапно обрывающиеся листки из дневника. Эти яркие зарисовки близки к раннему языку Прокофьева, с которым Дешевов был дружен. В них ничто не предвещает будущих экспериментов автора с шумами и низовой песенной стихией в музыкально-театральных работах второй половины 1920-х годов.

«Медитация» для виолончели и фортепиано Николая Рославца — одного из организаторов московской Ассоциации современной музыки — это зрелый опыт сочинения в собственной сериальной системе на основе «синтетаккордов». По накалу страстей и интонационному составу «Медитация» близка к интернациональному языку музыкального экспрессионизма. И все же, любовь композитора к Скрябину, его мистериальным идеям и экстатическим мотивам находит явное отражение в музыке этой блестящей, взрывной и мелодичной пьесы.

Концерт пройдет в рамках «Музыкального измерения» — совместного проекта musicAeterna, банка ВТБ и Центра «Зотов». «Музыкальное измерение» − это междисциплинарный проект, в котором визуальное искусство встречается с музыкальным. Новый эпизод посвящен выставке «Работать и жить».

Исполнители:

Альфия Хамидуллина, голос

Федор Чернышов, флейта

Андрей Сигеда, скрипка

Петр Чонкушев, скрипка

Ирина Сопова, альт

Евгений Румянцев, виолончель

Мария Зоркина, арфа

Андрей Бараненко, фортепиано

Алевтина Грунтовская, танец

В программе:

Владимир Щербачев (1889–1952)

Нонет для голоса, флейты, арфы, фортепиано,
струнного квартета и исполнителя пластического танца, ор. 10 (1919)

Владимир Дешовов (1889–1955)

Фортепианный цикл «Медитации», ор. 3 (1920–1922)

[Giocoso]
Lento assai
Moderato fantastic
Risoluto
Andante con moto
Quasi allegretto stravagante
Lento assai

Николай Рославец (1881–1944)

«Медитация» для виолончели и фортепиано (1921)

             втб цветной