Тезис идеолога анархизма Михаила Бакунина  «Страсть к разрушению есть вместе с тем и творческая страсть» (1842) из политического тезиса трансформировалась в один из ключевых принципов авангардного искусства. Открытие, что творчество может заключаться не в придании исходному материалу выразительной формы, но в деструкции уже готовой формы и придании ей новых очертаний, определило собой творческие стратегии многих художников и поэтов начала ХХ века.

Целый ряд авангардистских принципов – принцип «затрудненности» и «ощутимости» формы, ее «минимализации» – вплоть до «обнуления» и мн. др. – нашли свое выражение в творческих практиках поэтов-авангардистов, радикализм каждого из которых может быть измерен степенью его готовности идти путем разрушения художественной формы, вплоть до выхода к «нулю форм» – и перехода за нее,  в сферу внеэстетического. Однако этот выход оборачивался перенесением принципа разрушения с искусства на саму жизнь, человека, мироздание и воплотился в неслыханных прежде социально-политических, экономических и даже антропологических экспериментах. Ужаснувшись их результатами, послевоенные наследники исторического авангарда – неоавангардисты предпочли не отказаться от принципа «творческого разрушения», но ограничить его сферой эстетического.

Михаил Павловец – доцент Школы филологических наук НИУ ВШЭ, учитель Лицея НИУ ВШЭ, автор более 200 работ, посвященных поэзии авангарда, нео- и поставангарда, литературе русского зарубежья и андеграунда, лауреат «Международной отметины им. Отца русского футуризма Давида Давидовича Бурлюка», вручаемой Академией Зауми (АЗ). В апреле 2023 года Михаил Павловец готовится защитить докторскую диссертацию «Неоавангард в русскоязычной поэзии 2-й половины ХХ – начала XXI века».

Михаил Павловец
Филолог, преподаватель словесности