«Пролетариату в наследство осталась весьма запутанная система лабиринтов, тупичков, переулков старой купеческо-помещичьей Москвы. Если не создать новые площади, не расширить и не спрямить улицы, жить будет невозможно» - так формулировал проблему новой советской столицы Лазарь Каганович. Постоянно растущая численность населения, объемы пассажироперевозок и транспорта предопределили необходимость реконструкции города. Первые градостроительные идеи появились ещё в первые годы после революции: они поражали смелостью и масштабом мысли, как нельзя лучше отражая дух времени.

В 1932 году в конкурсе на идею генерального плана развития Москвы приняли участие крупнейшие архитекторы со всего мира — Ле Корбюзье, Ханнес Майер, Эрнст Май, Николай Ладовский и многие другие. Утвержденный в 1935 году план вобрал в себя разные идеи предыдущих 15 лет и предопределил развитие города на несколько десятилетий вперед. Он создал новый образ Москвы - политического, административного, промышленного центра огромной страны. Город мыслился архитекторами живым организмом, в котором Кремль становился сердцем, проспекты – кровеносными сосудами, улицы – нервной системой, а Москва-река – главной артерией. По плану реконструкции сносились целые городские кварталы, разбивались новые площади, отстраивались заново московские набережные, появлялись мосты и новые районы, строился подземный дворец московского метро и грандиозный канал Москва – Волга. Именно сталинский генплан превратил Москву в тот город, в котором мы живем и сегодня.

музей архитектуры

Ксения Смирнова
Искусствовед.
Заместитель директора по просветительской работе Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В. Щусева, специалист по архитектуре ХХ века.

Галерея