14 апреля хор musicAeterna под управлением Виталия Полонского исполнит в Центре «Зотов» пять из шести «подтвержденных мотетов» Иоганна Себастьяна Баха. Также на концерте прозвучит сочинение Ich lasse dich nicht, du segnest mich denn – шедевр раннего веймарского периода, который долгое время приписывали Иоганну Кристофу Баху.
Мы не рекомендуем приобретать билеты на сторонних ресурсах.

Неизвестно, сколько хоровых мотетов написал Бах. Какие-то из них утеряны, другие, как выяснялось на протяжении веков исследовательской работы, принадлежат перу иных композиторов или, наоборот, приписывались чужому авторству по ошибке. Между тем, уже в 1802-1803 годах в Лейпциге было издано шесть мотетов в двух томах. За одним исключением все они вошли в наиболее авторитетный каталог баховских сочинений – BWV под номерами 225-230. Теперь их называют «подтвержденными мотетами»: задолго до «баховского возрождения» они служили источниками вдохновения для композиторов-классиков и основой репертуара в немецкой церковной хоровой традиции. 

Хор musicAeterna исполнит пять из шести «подтвержденных мотетов», а также мотет Ich lasse dich nicht, du segnest mich denn – этот шедевр раннего веймарского периода долгое время приписывали Иоганну Кристофу Баху.

Термин «мотет», появившийся на свет в Париже в XIII веке, на протяжении столетий означал самые разные полифонические формы и жанры, но всегда указывал на сложность, «ученость» музыки. В баховские времена в Германии мотетами называли, как правило, многоголосные хоровые сочинения на духовные тексты, которые написаны в «старом стиле», то есть в духе Палестрины и Шютца. 

Важнейшим «общим местом» для баховских мотетов становится отношение композитора к слову, заложенное в самом термине «мотет» (от французского mot – «слово»). В немецких текстах мотетов соединяются фрагменты псалмов, цитаты из Библии и Посланий апостолов, гимны Мартина Лютера, современная Баху духовная поэзия. Выбор и компиляция строф – дело рук композитора. Слово и его выразительность, ясное и яркое музыкальное воплощение высокого слога псалмов и проникновенных строк лютеранских поэтов XVII-XVIII веков, сосредоточенность на духовной сути музыки – это краеугольный камень, на котором выстроены разнообразные «здания» всех мотетов Иоганна Себастьяна Баха.   

В программе:

Komm, Jesu, komm | «Приди, Иисус, приди!», мотет для двойного хора соль минор, BWV 229 (до 1731-1732)

Ich lasse dich nicht, du segnest mich denn | «Не отпущу Тебя, пока Ты не благословишь меня», мотет для тенора, баса, хора и дублирующих инструментов фа минор, BWV 1164 (BWV Anh. 159, ок. 1712)

Singet dem Herrn ein neues Lied | «Пойте Господу песнь новую», мотет для двойного хора си-бемоль мажор, BWV 225 (1726-1727)

Jesu, meine Freude | «Иисусе, моя радость», мотет для четырех- и пятиголосного хора и пяти солистов (2 сопрано, альт, тенор, бас) ми минор, BWV 227 (1723)

Der Geist hilft unser Schwachheit auf | «Дух подкрепляет нас в немощах наших», мотет для двойного хора си-бемоль мажор, BWV 226 (1729)

Lobet den Herrn, alle Heiden | «Хвалите Господа, все народы», мотет для четырехголосного хора, дублирующих инструментов и basso continuo до мажор, BWV 230 (б.д.)

Хор musicAeterna

Главный хормейстер и дирижер – Виталий Полонский

Коуч по немецкому языку – Наташа Константинова

Орган – Екатерина Пресслер

Сопрано:
Багина Ирина

Барышникова Ганна

Дондукова Екатерина

Имсоква Екатерина

Михайлова Ирина

Терентьева Ирина

Альты:
Брусницына Надежда

Ерофеева Анастасия

Иновлоцкая Марина

Немзер Андрей

Опарина Мария

Рябикова Наталья

Тенора:
Басов Николай

Волков Артем

Кузнецов Григорий

Погребовский Константин

Семагин Павел

Федоров Николай

Басы:
Мазаев Николай

Михалев Лев

Очиров Батор

Погудин Виктор

Светов Алексей

Тархов Роман

Директор хора – Елена Распопова

Виталий Полонский
Главный хормейстер и дирижер musicAeterna

Галерея

Выставки и события

01.06.23 - 29.06.24
Детям
Занятия по абстрактной живописи