Сегодня кинематограф всё ещё считается молодым искусством, хотя кинематографический язык достиг пика развития в авангард 1920-х. Найти связь современных фильмов с классическими и увидеть тенденции развития могут помочь классические французские, немецкие, советские теоретики, превозносящие форму и размышляющие над ее взаимодействием с содержанием.

Школа русских формалистов объявляет главенство формы над содержанием, а также признает кинематограф искусством, где возможно найти новые пути взаимодействия слова с визуальным образом. Виктор Шкловский, Юрий Тынянов, Борис Эйхенбаум — одни из основателей Общества изучения поэтического языка (ОПОЯЗ), закладывают основы киноведческого анализа и теории кино.

На лекции будут разобраны основные понятия «формальной школы», например, «остранение», «сюжет и фабула», «поэтическое и прозаическое», ставшие ключевыми для анализа фильма.

Вместе со слушателями Виктория Цетлина обсудит и разберет программные статьи: «Искусство как прием» (1916) и «Кинематограф как искусство» Виктора Шкловского, текст «Как сделана "Шинель" Гоголя» Бориса Эйхенбаума, статья Юрия Тынянова «Об основах кино» из сборника «Поэтика. История литературы. Кино» и другие тексты, посвященные кинематографу.

Лекция предназначена для всех интересующихся анализом современного искусства.

Совместная образовательная программа МШК x Зотов собрала лучшие форматы киношколы. Зрителей ждут показы, мастер-классы и лекции от кураторов-практиков МШК, которые выступят с непривычными для себя темами и исследованиями и поговорят о программе выставки сквозь призму разных кинопрофессий.

лого МШК

Виктория Цетлина
киновед, преподаватель дисциплины «История кино» на курсах «Операторское искусство», «Кастинг директор», «Художник раскадровки» Московской школы кино.