Разбор и читка переработанного в 1926 году Владимиром Маяковским сценария не сохранившегося фильма «Закованная фильмой»
Перед началом читки научный сотрудник Музея Маяковского Галина Антипова расскажет об истории создания сценария и процессе его переделывания Маяковским спустя восемь лет. Опытом работы с текстом и ридингов поделится Камилл Ахметов — сценарист, писатель и преподаватель Московской школы кино. После участники вместе прочтут весь сценарий блоками, постепенно разбирая детали, сцены и персонажей.
В 1918 году Маяковский написал сценарий и снялся в фильме, который назвал «продолжением нашей литературной работы». Это было кино о кино — футуристов тогда всерьез интересовало соотношение иллюзии и реальности, вторжение иллюзорной кинореальности в жизнь. Фильм «Закованная фильмой» ставился для Лили Брик и был прямым продолжением всех написанных для нее поэм и стихотворений. Лиля на экране — балерина из мира кино, Маяковский — влюбленный художник, пытающийся границы этого мира преодолеть. Киномир враждебен художнику, населяющие его кинолюди преследуют героиню: ее исчезновение из киномира грозит разорением могущественным киномагнатам и «Большой кинематографической конторе». Но и Балерина не может жить вне мира заэкранья — она его часть, его сердце. На поиски ее, в неведомую Любландию устремляется художник.
От фильма сохранилось несколько небольших отрывков. На них балерина и художник — Маяковский и Лиля. Сценарий не сохранился, либретто записано по воспоминаниям Лили Брик.
Замысел картины был дорог Маяковскому, и он вернулся к нему через восемь лет. Теперь сценарий назывался «Сердце кино». В 1926 году он уже не называл себя футуристом, возглавлял журнал ЛЕФ, с романтизмом и мелодраматизмом ожесточенно боролся, пропагандировал социальный заказ в искусстве. Первоначальный замысел подвергся переделке: добавлены пролог и эпилог, отражающие взгляды лефовцев на кинопроцесс, художник стал маляром, власть денег олицетворяет концессионер, героиня не балерина — просто красавица, среди действующих лиц появился оператор, человек с киноаппаратом (главный герой лефовской кинопропаганды).
Что же сохранилось от первоначального варианта? По-прежнему пересекаются иллюзии и реальность, неизменен вечный конфликт главного героя, сохранились мистика и метафизика заэкранья.