Что заставляет нас сегодня пересматривать подходы к искусству, в частности — театральному — 30-х годов? Книга Майи Туровской «Зубы дракона» была одной из первых в этом перепросмотре. Сегодня он слышится как опыт эмпатии и как давно назревшая научная потребность. Если по отношению к изобразительному искусству, литературе и кино «перечитывание» началось несколько раньше, то русский театр 30-х годов почти лишён обобщающих исследований. Таким образом, проблема генерализующий смысловой рамки (или рамок) для анализа театра этого периода остается насущной.

Оптика, которую мы обретаем сегодня, позволяет нам внимательнее и детальнее отнестись как к явлениям и концепциям, так и к судьбам людей. Мы попробуем проанализировать некоторые аналитические подходы к искусству 30-х — от эпохальной «Культуры Два» Александра Паперного до исследовательского проекта Екатерины Деготь, а вместе с ними взглянуть и на важные театральные сюжеты эпохи: разрывы и связи искусства социалистического реализма с искусством 1920-х годов, поворот к классике как бегство от настоящего и как мировая художественная тенденция, воскрешение прошлого как ресентимент и другие.

Лекцию читает Алена Карась

логотип_Госфильмофонда_черный