Фильм представит научный сотрудник Госфильмофонда, историк кино Евгений Марголит. Событие в рамках Лаборатории киномысли «30-е. Новые люди»

 

Год: 1933
Продолжительность: 99 минут
Страна: СССР
Жанр: драма
Возрастное ограничение: 16+
Режиссер: Борис Барнет
В ролях: Сергей Комаров, Елена Кузьмина, Роберт Эрдман, Александр Чистяков, Николай Боголюбов, Николай Крючков, Александр Ермаков, Николай Акимов, Михаил Жаров, Ганс Клеринг, Андрей Файт, Даниил Введенский, Владимир Уральский, Михаил Яншин 

Из дневника на производстве, И. Попов, «Советское кино», 1933, № 5-6:

«Свою репутацию «Окраина» уже сделала — это самый пленительный и чарующий киноспектакль за последний год.

С «Окраиной» Барнет по праву занял место в первом ряду мастеров советской кинематографии. В связи с «Окраиной» пережито столько чудесных волнений, столько сказано восторженных слов мастерами и зрителями на диспутах и собраниях.

Пора сделать обобщенные выводы и извлечь уроки.

Что больше всего отмечают в «Окраине»?

Прежде всего указывают, и справедливо указывают, на органичность этой вещи, т. е. на неразрывную слиянность в ней идейного наполнения и формы. Затем отмечают блестящий актерский ансамбль, идущий от стилевой цельности всего постановочного замысла. Затем отмечают нестройность ее структурной композиции.

В «Окраине» много крупных достоинств. В ней особенно поучительна стилевая цельность режиссерского оформления, а в этом оформлении особенно привлекает ясная простота, изобретательная непосредственность и непринужденная, теплота. ‹…› Я счел бы пусть, скучным делом раздумывать и искать, по какому жанровому ведомству записать «Окраину». Драма, комедия, трагедия - да хоть фарс: не все ли равно?

Наше время смелое, молодое. Мы все эти разделения можем нарушать и ломать, потому что у нас появились иные, свои критерии.

Наше новое искусство имеет право позволить себе роскошь смешивать старые жанровые признаки во имя нового собственного единства данного произведения и в рамках его собственной органичности. Старая дифференциация художественных форм не может стоять помехой на пути к новым интегральностям.‹…›

Мы ощущаем эту фильму как цельное произведение, вылитое из одного куска. Это единство и цельность делают «Окраину» произведением настоящего искусства, т. е. произведением, которое непосредственно нас волнует, заражает своей горячей наполненностью, отрывает с напористой силой от всего иного и бросает в стремительное свое течение, где мы чувствуем себя втянутыми в сложный бегущий поток хорошо сцепленных разнообразных впечатлений; а затем, когда этот поток, донеся нас до конца, отхлынет, мы останавливаемся захваченные властью необозримого количества пережитого, перечувствованного, мелькавшего в нас то ясно, то смутно, чего-то глубоко ушедшего внутрь для того, чтобы когда-то после подняться и ожить в спокойном светлом раздумьи».

Цифровая копия фильма из коллекции Госфильмофонда России.

Евгений Марголит
Историк кино, научный сотрудник Госфильмофонда России