Фильм представит научный сотрудник Госфильмофонда, киновед Кирилл Власкин

Год: 1935
Продолжительность: 90 минут
Страна: СССР
Жанр: драма
Возрастное ограничение: 16+
Режиссер: Михаил Дубсон
В ролях: Борис Пославский, Елена Грановская, Серафима Пейсина, Николай Вальяно, Вера Бакун, Василий Топорков, П. Аронес, Тевье Хазак, Петр Кириллов, Николай Черкасов, Георгий Орлов, Леонид Кмит, Вениамин Зускин, Ефим Альтус, Сергей Герасимов, Эмиль Галь

В оформлении сайта использованы фрагменты статей и заметок из журнала «Искусство кино» («Пролетарское кино», «Советское кино»), опубликованные в 1930-е годы, которые позволяют взглянуть на фильмы и режиссеров глазами их современников.

В фильме "Граница" тема интернационализма является едва ли не решающей. Но пока происходят теоретические споры насчет того, как зацепить коммунистической пропагандой интересы обитателей еврейского закордонного местечка, где нащупать опорные точки для подпольной работы, зрителя лишь поверхностно, в пределах рассудочного внимания, задевает разлад между пришлыми рабочими и евреями-ремесленниками. Внимание обостряется в момент церемонного знакомства обеих сторон. Тут уже найдены какие-то эмоциональные детали: часы, которые остановились у машиниста, пришедшего знакомиться, в тот самый момент, когда часовщик изнывает от отсутствия работы; застенчивая улыбка на лице у одного из пришедших парней.
‹…›
Прежде всего, если в фильме оказалась недостаточно рельефной тема подполья, то зато очень удачно и убедительно решена другая политическая тема: вовлечение в орбиту влияния партии всех угнетенных, обездоленных, угнетаемых капитализмом слоев населения. Сейчас, когда проблема единого народного фронта является осью организационной работы зарубежных компартий, - показать, что даже для самых закоснелых, отравленных шовинистическими предрассудками, лишенных подлинной революционной активности групп трудящихся становится ясным путь вместе с коммунистической партией и, главное, показать, как много зацепок имеется для того, чтобы подтолкнуть их к осознанию этой истины - сейчас такая пропагандистская задача чрезвычайно своевременна и велика.

Заслуга М.Дубсона состоит в том, что он общую истину демонстрирует на материале, обладающем наибольшей силой сопротивления. Перед нами быт, издающий зловоние средневековья. Дубсон умеет внести ироническую усмешку в показ этого быта. Запоминается, например, сцена в синагоге. Женщины сидят, погруженные в сплетни и пересуды. Внизу толпятся ремесленники. Старики еще свято чтут обряды. Молодежь пришла сюда потому, что это единственное общественное место, единственный зал собраний. Начинаются вопли, обильные слезы орошают лица женщин, словно сдвинулась какая-то глыба, преграждавшая путь горестям, и теперь они хлынули нескончаемым потоком.

Логика эмоций / Н. Оружейников/ Советское кино, № 9, 30 сентября 1935

Цифровая копия из коллекции Госфильмофонда России.