Фильм представит научная сотрудница Госфильмофонда Александра Устюжанина. Событие в рамках Лаборатории киномысли «30-е. Новое время»

Рваные башмаки, Х.Херсонский, «Советское кино», № 1-2, 28 февраля 1934:

«Многие писавшие о "Рваных башмаках" отметили, что особенностью этой фильмы является показ социальной действительности через призму детской психологии. Но об этом все они пишут только как об оригинальном "приеме" режиссера. Между тем Барская сделала гораздо более нужное дело, чем находку любопытного формального приема. Этот прием должен был родиться из анализа детской психологии, но и не только из него. Барская приблизилась к разрешению интереснейшей задачи: вскрыть единство мира взрослых и мира детей при всем их различии как единство взаимопроникающих противоположностей. При таком подходе яснее становится и та огромная роль, которую играют дети в жизни взрослых, яснее между прочим становятся и детские" черты, сохраняющиеся в психологии взрослых людей. А главное - такой подход художника приближает нас к познаванию общественной и индивидуальной жизни во всех проявлениях, не исключая участия детей, - как сложного органического целого.
‹…›
"Рваные башмаки", повторяя множество сюжетных положений и типов, виденных уже в других фильмах (отчасти "Фриц Бауер". В. Петрова и особенно "Гарри занимается политикой" Б. Шелонцева), все же дали: нам новое, свежее и в ряде моментов привлекательное зрелище.

На этой основе, психологической основе прежде всего, созданы лучшие художественные образы детей в картине. Уже в психологии заключена социальная действительность, классовая сущность людей, которая затем сталкивает их в действенных конфликтах - в борьбе. Все пронизано одной идеей единства детей со взрослыми. В фильме чувствуется любовь к детям и уверенность в победе революции, которая даст этим детям и их родителям право и условия для лучшей жизни. ‹…› Катя Бабанцева, председатель учкома 16-й школы, заявляет:
"Так все правдоподобно, так хорошо, что хочется ехать в Германию и бороться там рядом с германскими пролетарскими ребятами, в их рядах" ("Комсомольская правда" от 17 декабря 1933 г.). ‹…›
Благодаря тем же правильно найденным принципам построения картины ее так хвалят все авторы рецензий, почти не замечая или не желая указывать ее недостатки. Один из наиболее серьезных в том, что любовь к изображаемым детям у Барской уже кое-где переходит в любование ими. Отсюда начинает появляться сентиментализм, в задушевную теплоту фильмы вкрадывается надуманность, нарочитость. Еще немного, и вот-вот начнется совсем неприятная фальшь. Барская работает на острие. Свежесть ее приемов легко застилизовать и засахарить, если не бороться энергично с этим худшим врагом всех авторов фильм о детях».

Цифровая копия из коллекции Госфильмофонда России.

В оформлении сайта использованы фрагменты статей и заметок из журнала «Искусство кино» («Пролетарское кино», «Советское кино»), опубликованные в 1930-е годы, которые позволяют взглянуть на фильмы и режиссеров глазами их современников.

Год: 1933
Продолжительность: 85 минут
Страна: СССР
Жанр: драма
Возрастное ограничение: 16+

Режиссер: Маргарита Барская
В ролях: Михаил Климов, Иван Новосельцев, Анна Чекулаева, Вера Алехина, Клавдия Половикова, Владимир Уральский, дети в возрасте от 2 до 13 лет