21 января Центр «Зотов» представил выставку «Очевидное», созданную по итогам фотографического курса Юрия Пальмина и Ольги Алексеенко «Освоение пространства». Уже традиционно фотоинтенсив в «Зотове» завершается экспозицией на первом этаже центра. Каждый из 13 участников, прошедших курс, представит собственный фотографический проект. Они будут объединены темой взаимодействия человека и архитектуры и преодоления автоматизма восприятия пространства.
Момент съемки подобен восклицанию, утверждающему факт самотождественности бытия, а полученная в результате картинка — документальное свидетельство этого факта. Повседневная реальность открывается нам в своей очевидности и становится таинственной и чудесной.
Фотографируя привычное окружение, человек осваивает пространство и тем самым обогащает его собой, а снимки превращаются в новые объекты этого мира. В течение двух месяцев 13 участников фотокурса переосмысляли привычные формы, пробовали показать, каково это — выйти за пределы автоматического взгляда и пытались ответить на вопрос: а что, собственно, мы видим? И где та граница, за которой «самое главное» оказывается невидимым, но, возможно, самым важным для нашего понимания реальности.
Выставка продлится до 9 февраля включительно. Вход на выставку свободный, без регистрации.
Лис из повести «Маленький принц» открыл герою секрет: самое важное глазами не увидеть, мол, зорко лишь сердце. В этой формуле есть доля лисьей хитрости: мы не можем четко разграничить «главное» и «второстепенное», пока не осознаем саму идею такого разделения. Для нас оно поначалу неочевидно.
Формирование зрительного образа происходит не в глазах, а в мозгу. Глаз как оптический прибор крайне несовершенен — все многообразие видимых образов, которое мы воспринимаем как реальность, синтезируется мозгом из множества фрагментарных, «мутных» сигналов. И здесь вступает в игру то самое сердце, проясняя нам то, что действительно важно.
На гравюре из трактата Рене Декарта «Оптика» человеческий глаз показан как камера-обскура, формирующая изображение на сетчатке. Однако, чтобы удостовериться в этом, нам вновь нужен внешний наблюдатель, чья «очевидность» тоже требует проверки — и так до бесконечности.
Фотоаппарат, напротив, не располагает ни разумом, ни сердцем, потому его «механическое зрение» помогает прервать эту цепочку декартовских наблюдателей. Момент съемки подобен восклицанию, утверждающему факт самотождественности бытия, а полученная в результате картинка — документальное свидетельство этого факта. Повседневная реальность открывается нам в своей очевидности и становится таинственной и чудесной.
Фотографируя привычное окружение, мы осваиваем пространство и тем самым обогащаем его собой, а снимки превращаются в новые объекты этого мира. И тогда встает вопрос: что именно мы видим? И где та граница, за которой «самое главное» оказывается невидимым, но, возможно, важнейшим для подлинного понимания реальности?
© Юрий Пальмин, Ольга Алексеенко
Кураторы выставки: Юрий Пальмин, Ольга Алексеенко
Участники выставки: Алексей Апрелов, Анна Вагнер, Екатерина Завьялова, Евгения Иванова, Татьяна Мерзлякова, Анастасия Прядкова, Любовь Ртищева, Ксения Русс, Артур Сахаров, Анна Тюрякова, Софья Фатина, Селина Хашумова, Алия Шигапова
Фотоинтенсив «Освоение пространства» проходил в Центре «Зотов» с 16 октября по 15 декабря 2024 года. Он состоял из двух частей: теоретической, посвященной взаимоотношению архитектуры и фотографии, и практической, в рамках которой участники изучали фрагменты городской ткани на фотопрогулках по Басманному району, району Куркино, территории Музея «Гараж» и Культурного центра ЗИЛ. Изначально взятый за рамку период архитектурного авангарда 20-х и 30-х годов в ходе курса был дополнен изучением практик, продолжающих эмансипаторную миссию предвоенного модернизма. Бывшее здание кафе «Времена года» участники исследовали как рефлексию послевоенной модернистской архитектуры, а жилой район Куркино — как попытку современного освоения всего архитектурного наследия ХХ века.
КУРАТОРЫ КУРСА
Юрий Пальмин — художник, архитектурный фотограф. Автор иллюстраций к книгам о современной и исторической русской архитектуре. Вместе с Александром Бродским принимал участие в Венецианской архитектурной биеннале (2006). Преподаватель Московской архитектурной школы МАРШ, соучредитель Института модернизма (Москва, 2014). Работы находятся в собраниях Музея архитектуры, Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Ольга Алексеенко — архитектурный фотограф. С 2011 года снимает для архитектурных бюро и СМИ, принимает участие в издательских проектах, посвященных архитектуре. Профессиональное образование в области фотографии и искусства получила в Британской высшей школе дизайна (2012), St.Martins College (2011) и ИПСИ (2013). Преподаватель в архитектурной школе МАРШ с 2017 года.