Центр «Зотов» объявляет open call на участие во второй Летней архитектурной школе «Цвет в архитектуре». Прием заявок открыт до 10 июня.
Летняя архитектурная школа — образовательный проект Центра «Зотов» и архитектурного бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры», объединяющий студентов и специалистов по архитектуре и в других смежных творческих областях. Вторая Летняя архитектурная школа пройдет с 30 июня по 2 августа.
Междисциплинарный подход школы объединяет усилия специалистов по художественным и гуманитарным дисциплинам в поиске практик, расширяющих представления о возможностях восприятия архитектуры. Возникающие в ходе обучения неожиданные пересечения помогают участникам исследовать собственное понимание архитектуры как особого способа мышления, а затем создавать проекты на основе нового опыта.
В этом году тема школы – «Цвет в архитектуре».
Цвет можно рассматривать с разных точек зрения: через естественно-научные открытия, социальные и культурологические аспекты, а также через личные ощущения, эмоции и чувственный опыт.
В теории цвета к основным относят три цвета: красный, синий и желтый. Их сочетание позволяет получить более широкий спектр. Для описания цветового пространства используются различные математические модели, такие как RGB и CMYK, однако ни одна из них не способна передать всю его глубину и богатство.
Цветоощущение каждого человека уникально. Способность видеть оттенки — это результат индивидуального восприятия световых волн. Исследователи, стремясь глубже понять природу цвета, выходят за рамки чисто оптического анализа. Художник-авангардист и композитор Михаил Матюшин изучал цвет через призму психофизиологии. Он подчеркивал, что цвет воспринимается не только статично, но и в движении.
Разные культуры формируют собственные системы восприятия цвета, вплетая его в сложные социальные и символические контексты. Даже ахроматические цвета находятся в призме культурных традиций.
В архитектуре цвет — это не просто средство эстетического и функционального выражения. Он формирует пространство и влияет на восприятие формы. Цвет вызывает эмоции, вовлекая все органы чувств в процесс интерпретации, и становится неотъемлемой частью архитектурного образа.
Архитекторы-конструктивисты стремились разрушить традиционные представления о форме, рассматривая цвет как равноправный выразительный элемент. Их эксперименты, теории и манифесты закладывали новый взгляд на взаимоотношения цвета и формы.
Программа
Вместе с кураторами — TLP Education, архитектурным бюро XOPA, мастерской Сергея Малахова и Евгении Репиной, а также с фотографом и художником Юрием Пальминым — участники будут исследовать, как цвет влияет на наше восприятие пространства и может ли цвет стать ключом к описанию собственного видения мира.
Исследование завершится открытой презентацией проектов 2 августа, а итогом работы станет напечатанный зин. Основная программа будет дополнена Школой выходного дня с фокусом на развитие soft skills, а также публичной программой с открытыми лекциями и дискуссиями от приглашенных спикеров.
Заявку можно подать только на один модуль.
Модуль 1. Мастерская Сергея Малахова и Евгении Репиной
Эмансипирующий цвет
Архитектура сегодня поражает безапелляционностью коммерческого поворота. Проектировать сегодня – это больше не про героический жест или важное высказывание о жизни, а скорее намерение следовать моде и демонстрировать рыночную эффективность. Архитектор – более не автор концепций, своего мира, и даже не труженик идеологии, но часть сервиса, вполне заменимый, как представляется, ИИ. Возникнет ли в этих условиях спрос на автора – большой вопрос.
Авангард мечтал высвободить творца из коммерческих, буржуазных, капиталистических тисков, опираясь на авторское художественное мировоззрение. Духовное, субъективное измерение подразумевалось за каждым жестом, а концептуальный эксперимент, бросок в неизвестное был естественной частью практики. Абстракция, перенятая архитектурой у живописи, стала главным подрывным механизмом всякого утилитаризма и позволила архитектуре стать конкурентной площадкой авторских языков. А живопись, как всегда, создавалась исключительно из личных поисков и переживаний.
И хотя авангард верил в то, что можно открыть истину, как объективное и универсальное, которое можно вменить как образец, по большому счету, его ключевая ставка была связана с приоритетом творческого порыва, создания новых форм и жанров и жизнестроительного пафоса.
В рамках экспериментального пространства ЛАШ мы предлагаем вернуть право на субъективность, духовное измерение абстракции, гезамткунстверк, право, если не обязательство, на эксперимент в поисках своего языка и себя – в персональный авторский оборот.
Цвет субъективен, строптив и эмоционален. Если при слове «квадрат» мы все представляем примерно одно и то же, то при слове «зеленый» каждый из нас представляет что-то личное, возможно, эпизод из жизни или целый сюжет. Цвет меньше других средств выразительности связан с архитектурой, поэтому в нем подразумевается самый подрывной потенциал. Мы рассмотрим цвет как непокорную и субъектную стихию, тесным и непостижимым способом связанную с миром психики, которую архитектуре так и не удалось обуздать (стоит взглянуть на тотальный монохром городских пространств), как волшебного психопомпа, проводника души, раскрепощающего индивидуальное бессознательное. Серия суггестивных, синестетических опытов, призванных вернуть автору силу чувствительности и воображения и совершить путешествие внутрь себя, начнется с погружения в альбом великого Майлса Дэвиса Aura, части которого посвящены различным цветам.
Найденные Дэвисом музыкальные ходы сравнивают с цветовыми находками Василия Кандинского или перформансами Ива Кляйна. Майлс становится нашим протагонистом не только потому, что он объединяет цвет и звук в поисках выразительности, но и потому, что нам близок его дух новатора и импровизатора. А цвет и звук, пища души, вместе с методами постпроекта, коллективного перформанса, архофункции дают окрепнуть эго участников воркшопа и сформировать авторский архитектурный язык или ордер, воплощенный в архитектурных моделях. Учимся у цвета ускользать от производственного в пользу спиритуального, быть неуловимыми, и расколдовываем себя и архитектуру от чар предписанных сюжетов.
Даты: 30 июня – 11 июля
Длительность модуля: 2 недели. Участникам необходимо присутствовать во все дни.
О кураторах:
Сергей Малахов и Евгения Репина — архитекторы, преподаватели, авторы концепции «Постпроект», участники многочисленных выставок и биеннале, основатели кафедры «Инновационное проектирование» СамГТУ, лауреаты премий DIA, АРХИWOOD, организаторы международных семинаров и форумов, авторы текстов про архитектуру.
Модуль 2. Юрий Пальмин
Вне фокуса
Архитектурная фотография чаще всего служит ясности репрезентации. Она подчеркивает форму, фиксирует линию, уточняет контур. Но что, если отказаться от этой ясности и посмотреть на архитектуру не пронзительным и четким взглядом архитектора, а глазами цвета?
Цвет — не покрытие и не краска. Не элемент композиции и не характеристика фасада. Цвет — это оптическое и чувственное событие, возникающее на границе между телом, светом, временем и поверхностью. Цвет — это то, что проявляется до формы, после нее или вместо.
В итальянском Возрождении полемика между disegno и colore была не только спором живописцев и рисовальщиков, но и рассуждением о способе видения мира. Disegno — это линия, конструкция, рациональный порядок. Архитектура унаследовала его в виде чертежа, плана, фасада, проектного мышления. В фотографии disegno выражается в стремлении к резкости, точной репрезентации, четкой геометрии. Но colore, живописное пятно, появляется до осмысления. Оно не называет деталей — оно забывает их имена, стирает, смешивает, размывает. На этом курсе мы попробуем отказаться от репрезентации disegno и войти в пространство colore — там, где формы еще не сложились, а смысл только накапливается в свете.
Нам будут близки фотографические эксперименты Томаса Руффа, Хироши Сугимото и Джеймса Веллинга, в которых архитектурная форма исчезает, растворяется, уступая место цвету и времени. Мы обращаемся к кинематографу Александра Бродского, Алексея Сысоева и Дерека Джармана, к пространству, которое рождается не из конструктивной сетки, а из вибрации света. Мы вспомним, как в студии «Новгород» в МАРШ проектировали «от пятна», позволяя форме расти из неявного следа, а не из жесткой концепции. И в этом смысле цвет в городе становится не объектом, а телом.
Модуль включает лекции, съемку в городской среде, работу с изображениями, обсуждения результатов и производство работ. Мы будем делать фотографии и видео, где архитектура теряет форму, а цвет приобретает вес. Результатом может стать серия снимков, книга, инсталляция или короткий фильм.
Даты: 7–11 июля
Длительность модуля: 1 неделя. Участникам необходимо присутствовать во все дни.
О кураторе:
Юрий Пальмин — художник, архитектурный фотограф. Автор иллюстраций к книгам о современной и исторической русской архитектуре. Вместе с Александром Бродским принимал участие в Венецианской архитектурной биеннале (2006). Преподаватель Московской архитектурной школы МАРШ, соучредитель Института модернизма (Москва, 2014). Работы находятся в собраниях Музея архитектуры, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Модуль 3. XOPA
Форма-цвета
Чистая античная белизна, монохромность архитектуры — одно из величайших заблуждений, которое веками влияло на формирование языка архитектуры.
Следуя примеру древних греков, мы обратимся к базовым цветам — зеленому, синему, красному и желтому. Отдельным вызовом для нас станет исследование цвета без использования зрительного канала восприятия. Через активное включение иных органов чувств (слух, осязание, сознание, равновесие, а также запах и вкус) мы заново присвоим и «овнутрим» цвета. Обогатив собственные уникальные представления о цвете и цветоощущения, вернемся к размышлениям о его влиянии на архитектуру — является ли он равноправным средством выражения замысла архитектора?
На первой неделе модуля нас будет «окружать цвет» во всех его проявлениях: оголяем рецепторы восприятия, выкручиваем регистры органов чувств. Обостренное цветопереживание позволит нам на второй неделе модуля ограничить себя исключительно монохромом (опираясь на практику наших предшественников, воспринимающих античность исключительно через оттенки мрамора), но видеть в нем всю палитру цвета.
Даты: 14–25 июля
Длительность модуля: 2 неделя. Участникам необходимо присутствовать во все дни.
О кураторах:
Команда ХOPA: Михейл Микадзе, Софья Балыкина, Ольга Таламанова, Евгения Удалова.
Модуль 4. TLP Education
Ускользающий цвет: невидимая архитектура
Цвет плохо поддается описанию — он ускользает от слов, пока не становится частью нашего восприятия. Это не вещь и не свойство, а событие: результат взаимодействия света, материала, времени и зрения. В этом смысле цвет нельзя отделить от пространства — он становится его частью, структурой и функцией. Архитектура как форма организации пространства неизбежно работает с цветом — даже если стремится использовать «нейтральные» тона.
Цвет невозможен без света. Именно свет проявляет цветность среды, окрашивая окружающую действительность в зависимости от времени дня, угла падения и интенсивности источника света. Поток света распадается на волны различной длины в электромагнитном спектре. Поверхности отражают или поглощают эти волны — и именно это взаимодействие делает цвет видимым. Это событие — не только физическое, но и чувственное: при малейшем изменении освещения один и тот же объект воспринимается по-разному.
Современная архитектура часто кажется бесцветной — из-за доминирования белых, серых и чеерных тонов. Но это тоже цвет — монохромный и выразительный: он несеет смысл, формирует атмосферу и работает с пространством. Цвет в архитектуре — это не только окраска фасада или внутренних стен. Это результат временного, ситуативного взаимодействия с окружающей световой средой. Он раскрывается во времени и пространстве, может быть скрытым, приглушенным или, напротив, намеренно ярким — и даже менять эти состояния попеременно. Цвет — ускользающее измерение архитектуры, проявляющееся в момент ее восприятия.
В основе модуля TLP Education — понятие цвета как формы пространственного выражения. Мы обращаемся к опыту Михаила Матюшина — художника, музыканта, теоретика авангарда, разработавшего концепции «цветоформы» и «расширенного смотрения». Его идеи о связи цвета и формы, о синестезии, о целостном восприятии среды задают возможность переосмысления архитектурной практики. Цвет перестает быть исключительно эстетической категорией — он становится инструментом пространственного мышления.
С помощью художественных практик и наблюдения через камеру участники модуля научатся видеть цветность в архитектуре как структуру, раскрывающуюся постепенно — в процессе взаимодействия со светом и временем. Мы обратимся к реальным зданиям в городе, чтобы исследовать, как цвет, часто ускользающий из поля зрения в современной архитектуре, преломляясь в свете, помогает увидеть архитектуру во всей ее полноте — как полихромное, многослойное явление.
Результатом модуля станет короткометражный фильм. Профессиональное владение киноаппаратурой не требуется. Участникам необходимо иметь камеру (можно использовать телефон) и личный компьютер.
Даты: 21 июля – 1 августа
Длительность модуля: 2 недели. Участникам необходимо присутствовать во все дни.
О кураторах:
Команда TLP Education: Ольга Сытник, Валерия Пчелина, Дарья Буданова, Елизавета Чередниченко, Наталья Шамова, Ольга Конюкова.
Приглашенный куратор: Елена Мучная — видеохудожник, режиссер; работает как независимый художник над созданием фото и видео проектов, сотрудничает с театральными и танцевальными коллективами.
Условия участия
Основное требование к участникам — готовность к полноценному включению в творческий коллективный процесс в течение полного дня в рамках выбранного модуля.
Время проведения модулей будет уточнено кураторами дополнительно.
К участию в open call приглашаются совершеннолетние студенты всех уровней образования, а также специалисты, заинтересованные в исследовании архитектуры и города. Наличие архитектурного образования необязательно.
Участие в Летней архитектурной школе бесплатное. Условием участия является успешное прохождение отбора. Обращаем внимание: заявки не рецензируются.
Окончание open call — 10 июня (включительно).
Критерии отбора
1. Отбор участников осуществляется по портфолио и видеоэссе:
- 1–2 проекта по выбору участника (до 10 страниц, формат PDF, объем файла — до 15 МБ)
- Видеоэссе (1–2 минуты): ответ на вопрос «Почему для вас важно участие в выбранном модуле?»
2. Кураторы каждого модуля самостоятельно формируют состав участников (по 12 человек на модуль).
При поддержке

Программа
По данному запросу события не найдены