22 ноября в Центре «Зотов» откроется выставка «Татлин. Конструкция мира». Это первая за 30 лет выставка в России, целиком посвященная творчеству Владимира Татлина. Экспозиция станет одной из самых крупных ретроспектив художника, собрав вместе более 220 экспонатов. Оригинальные живописные и редко экспонируемые графические работы, эскизы, чертежи, фотографии и реконструкции позволят проследить весь творческий путь главного мечтателя русского авангарда.
Кураторы: Полина Стрельцова, Наталья Стрижкова
Архитектор: Юрий Аввакумов
Владимир Татлин — ключевой художник и теоретик авангарда XX века, чьи идеи оказали огромное влияние на развитие искусства. Вместе с этим, будучи фигурой романтической, неоднозначной и противоречивой, он искренне верил в идеалы революции и роль художника в строительстве новой жизни. Его главные проекты были дерзкой попыткой «завоевать будущее» и воплощали главный принцип авангарда — слияние искусства и жизни.
Татлин первым превратил утилитарные материалы в объект искусства и создал совершенно новое произведение — трехмерный пространственный контррельеф. Его Памятник III Интернационалу (Башня Татлина) не воплотился, но предвосхитил развитие кинетической архитектуры и стал самым узнаваемым образом советского авангарда. Концепции Татлина о пространстве и движении, гармонии формы и функции заложили основные принципы современного промышленного дизайна. Проект безмоторного летательного аппарата «Летатлин» стал художественным выражением единства природы, искусства и техники.
Наследие Татлина постигла незавидная участь: многие его работы были утрачены. Сохранившиеся рассредоточены по музеям и частным коллекциям, поэтому предстоящая ретроспектива — результат большой работы по выявлению главных произведений Татлина во всех доступных собраниях.
Впервые в XXI веке история творческого пути Владимира Татлина будет рассказана, охватывая все этапы: от ранних авангардных экспериментов до поздних живописных и театральных работ. Архитектура выставки будет выстроена вокруг разных граней неординарной личности Владимира Татлина. Экспозиция будет поделена на семь разделов: «Плаватель», «Певец», «Управник», «Вестник», «Учитель», «Летатель» и «Делатель». В проекте принимают участие более 25 музеев и частных собраний.
На выставке будут представлены одни из ключевых для понимания эволюции идей художника работ. Ранняя живопись — первый автопортрет «Матрос» (1911, Государственный Русский музей) и картина-манифест Татлинского живописного кубизма «Натурщица» (1913, Государственная Третьяковская галерея). Эскизы декораций к опере Михаила Глинки «Жизнь за царя» (1913) и костюмов к опере Рихарда Вагнера «Летучий голландец» (1915–1918, Бахрушинский музей). Натюрморты и портреты, относящиеся к поздней живописи Татлина — «Садовые цветы» (1938), «Портрет художницы Левашовой» (1942), «Портрет старика» (1947) из Государственного Русского музея. В экспозиции можно будет увидеть единственный сохранившийся безмоторный индивидуальный летательный аппарат «Летатлин» («Махолет Татлина», 1933, из фондов Центрального музея Военно-воздушных сил, филиала ФГБУ «ЦМВС РФ» Минобороны России).
Важное место на выставке займут реконструкции (19 объектов), в том числе специально созданные для экспозиции: контррельеф с бутылкой, сервиз и стул, который впервые удалось сделать деревянным, как задумывал сам Татлин. Уникальные реконструкции Памятника III Интернационалу и углового контррельефа, созданные по принципам научной реконструкции командой Дмитрия Димакова (крупнейшего специалиста по творчеству Татлина), стали частью коллекции Центра «Зотов».
Выставка дополнится звуковой средой, созданной композитором Глебом Андриановым. Из раздела в раздел помогать зрителю в раскрытии многогранной личности Татлина будут озвученные воспоминания его коллег и товарищей — художниц Валентины Ходасевич, Веры Пестель и Софьи Дымшиц-Толстой, историка и теоретика искусства Николая Пунина, художников Виктора Эльконина и Александра Лабаса, искусствоведа Владимира Костина, летчика Константина Арцеулова, театрального деятеля Анны Бегичевой.
К открытию выставки будет издан каталог, подготовленный совместно с Государственной Третьяковской галереей. Первая полная монография Владимира Татлина на русском языке, в которую войдут как новейшие исследования, так и хрестоматийные тексты: статьи ученых-первооткрывателей Татлина и современных исследователей, документы и тексты самого художника с подробными комментариями, альбом с двумя сотнями работ Татлина, а также воспоминания современников о нем, многие из них публикуются впервые.
Выставку сопровождает насыщенная параллельная программа. В рамках образовательного проекта «Музыкальное измерение» musicAeterna и банка ВТБ дирижер Теодор Курентзис и резиденты оркестра подберут музыкальные произведения, которые позволят глубже погрузиться в контекст выставки и взглянуть на изобразительное искусство с иной стороны.
Кураторский лекторий Дмитрия Краснова «Человек, который видел будущее» предложит цикл из шести лекций и паблик-токов, посвященных художнику, чье творчество стало связующим звеном между искусством, инженерией и мечтой о «новом человеке». В ходе цикла слушатели познакомятся с разными аспектами деятельности Татлина — от живописи и театральных декораций до промышленного дизайна, архитектуры и утопий движения.
Также состоится серия практических мастер-классов «Культура материалов», вдохновленная одноименным курсом, который Владимир Татлин преподавал во ВХУТЕМАСе.
На изображении: В. Татлин. Модель проекта Памятника III интернационалу. 1920. Реконструкция. Д. Димаков
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР

МЕДИАПАРТНЕРЫ
