Вы когда-нибудь задумывались, почему ваша лента в соцсетях похожа на гипнотический калейдоскоп, из которого невозможно вырваться? Как изображение, которое когда-то рождалось в темноте camera obscura, превратилось в инструмент контроля над нашими желаниями, страхами и даже этикой? И почему, листая сторис, мы чувствуем тревогу, но не можем остановиться?

Мероприятие проходит в рамках публичной программы к выставке «Начинаем творческую дискуссию»

  • От теней к пикселям: эволюция визуального. В первой части лектор расскажет, как философы эпохи Просвещения видели в camera obscura метафору человеческого разума, а фотографы XIX века вроде Надара (Гаспара Феликса Турнашона) и Эжена Дисдери превратили фотоателье в лаборатории статуса и потребления. Участники узнают, почему портреты парижской богемы и визитные карточки с фотографиями стали первыми «социальными медиа» — символами классового превосходства и коммерческого шика.
  • Видео-арт vs TikTok: где граница между искусством и скроллингом?
    Часть о том, как пионеры видео-арта — Нам Джун Пайк с его «электронными коллажами» и Йозеф Бойс с лозунгом «Каждый человек — художник» — предсказали эру цифрового нарциссизма в противовес диктата постановочной картинки. Их эксперименты с телеэкранами сегодня живут в форматах TikTok-роликов, где каждый жест становится перформансом, а приватность — товаром.
  • Новая этика: от «глобальной деревни» до невротического потребления.  Отец теории новых медиа Маршал Маклюэн называл мир «глобальной деревней», но не предполагал, что в ней будет править невротический скроллинг и «дешевый дофамин». Третья часть лекции будет посвящена парадоксам современности: как соцсети объединяют нас, но создают новые формы неравенства и ненависти к тем, кто демонстрирует «тихую роскошь». Почему «культура отмены» и демонстративный гедонизм стали инструментами в борьбе за внимание? Почему и как алгоритмы соцсетей манипулируют надеждами (лайки = одобрение) и страхами (FOMO = вечная тревога)?  Как TikTok-тренды превращают тело в «продукт с обложки», объективируя нас и заставляя покупать очередной не нужный крем?

В финале лектор расскажет о перезагрузке визуального кода благодаря критическому мышлению как основному методу философии.  По итогам лекции будут сформированы выводы и инструменты, которые позволят видеть за образами их скрытое влияние, оскал капитализма и психологию без невротизма.

Лекция пройдет с переводом на русский жестовый язык.

Валерия Путинцева-Арданская — кандидат философских наук, лектор, специалист в области цифровой философии, теории новых медиа и визуальных исследований. Окончила философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. Научный сотрудник просветительского отдела Московского музея современного искусства. Прочла свыше 100 лекций для Правительства Москвы, Минпросвещения, Третьяковской галереи, Музея «Гараж», ЦСИ «Винзавод», МГУ имени М.В. Ломоносова, РАНХиГС, МИСИС, Норникель, VK Знакомства, фонда «Синара.Арт», Культурной платформы АРТОКНО и других частных и государственных компаний. Номинант (топ-3) профессиональной премии в области искусствоведения «Zverev Art Prize» — «Лучшая книга о современном искусстве».

Валерия Путинцева-Арданская
Кандидат философских наук, лектор, специалист в области цифровой философии, теории новых медиа и визуальных исследований