«Звуковая среда умного города» — цикл лекций о роли звука в архитектуре и урбанистике.
Понятие звуковой среды (саундскейпа) возникло в среде звуковых исследователей. Вслед за ним появилось направление слуховой архитектуры. Но оба они до сих пор часто ускользуют из сферы интересов урбанистов. Даже сегодня при планировании публичного пространства — вестибюля станции МЦК или элитного жилого комплекса — проектировщики и архитекторы редко задумываются о намеренном формировании звуковой среды. Они даже не всегда представляют, какой она может быть. Результатом жизни самого пространства становится звуковая среда по умолчанию, часто загрязненная раздражающими звуками. Альтернативой может считаться фоновая музыка, но в большинстве случаев она превращается в дополнительный звуковой мусор.
Доказано, что звуковое воздействие может управлять поведением людей, формируя эмоциональное восприятие места. Звуковая среда может сделать пространство уютным, побуждая человека находиться в нем долгое время; может «выжимать» человека из пространства, заставляя быстро его покинуть; может способствовать концентрации внимания, психологической разгрузке, облегчению рутинных процессов, или рождению новых мотиваций. Это большая палитра функциональных воздействий, которая, в том числе, доказывается экономической эффективностью.
Участники курса разберут оптику, набор понятий и ряд практических шагов, при помощи которых архитекторы и урбанисты могут значительно улучшить опыт нашего пребывания в повседневных пространствах.
Все занятия пройдут на первом этаже Центра «Зотов» по адресу: Ходынская ул., 2с1.
Для кого этот курс
1. Практикующие архитекторы и учащиеся архитектурных вузов и школ, которые хотят начать понимать, как звук может улучшить поведенческий опыт в разрабатываемых пространствах, и начать работать со звуком в пространствах.
2. Широкая публика, интересующаяся звуковым искусством, звуковыми исследованиями и звуковым воздействием.
Для успешной работы на курсе не нужно обладать знаниями музыкальной теории, мы не будем касаться вопросов музыкальных, равно как и физической стороны волны. Все профессиональные термины будут объяснены простым языком.
Программа курса
4 встречи по 2 часа в выходные
08.09 | 16:00-18:00
Воркшоп 1. Историческая перспектива. Проявление и углубление понятий
15.09 | 16:00-18:00
Воркшоп 2. Жизнь среди звуков или как мы слышим то, что мы слышим
22.09 | 16:00-18:00
Воркшоп 3. Жизнь внутри пространства. Звуковая среда и ее обусловленности
29.09 | 16:00-18:00
Воркшоп 4. Умная звуковая среда. Определение проблем и возможных способов решения
ЛЕКТОР
Глеб Глонти
Звуковой художник, исследователь звука. Руководитель агентства культурных инициатив и лаборатории звуковых исследований Kotä, генеральный продюсер и куратор фестиваля современного искусства Experimental Music and Art (EMA) Expo. Преподаватель дисциплин «Полевые записи» и «Кураторские практики» магистратуры профиля «Звукового искусства и звукового дизайна» факультета креативных индустрий в НИУ ВШЭ.