Рубеж 1910-х-1920-х положил начало переходу от утонченного искусства Серебряного века к упрощенному и площадному искусству конструктивистов. Эстетику последних предугадал Всеволод Мейерхольд в курсе лекций, прочитанных им в 1918-1919 годах.

В рамках этих лекций режиссер подвел итоги театральных 10-х годов XX, и в попытке преодолеть собственный кризис выразительных средств, предугадал стремление 20-х годов использовать упрощенные грубые формы в передвижном театре.

Читая свой лекционный курс, Мейерхольд исходил из двух фундаментальных положений:

1. В театре, в принципе, все должны уметь делать все — из-за универсальности этого вида искусства.

2. История театра должна строиться, исходя из балагана, а не литературы; пьеса — часть театрального представления, а не раздел словесности.

Вместе с режиссером и актером Александром Горчилиным прочтем: Лекцию № 4 «Работа режиссера. Методика режиссуры» и Лекцию №5 «Работа режиссера и художника-декоратора» о работе мастера сценических постановок.

Следуя за логикой Мейерхольда постараемся проанализировать проблемы театрального мышления и языка 1920-х; обратим внимание на процесс становления самосознания режиссера, описанный от первого лица; поговорим о становлении декораций и «татлинизме для театра»; и, конечно, прочтем вслух избранные фрагменты из текстов лекций.

***Мы ждем в книжном клубе всех, даже тех, кто не успеет прочесть тексты лекций целиком, но напоминаем, что прочитавшие получат более полный опыт погружения в метод Мейерхольда-конструктивиста.

Ведет книжный клуб Юля Коробова, управляющая магазином «Зотов. Вещь!», совместно с приглашенными экспертами. Встречи проходят на первом этаже, в «культурном форуме» центра, где каждый участник клуба сможет поделиться своими впечатлениями о прочитанном. А чтобы сохранить камерность беседы, количество мест в книжном клубе ограничено.

Александр Горчилин
Режиссер, актер
Юлия Коробова
Управляющая магазином «Зотов. Вещь!»