Второй концерт хора musicAeterna под управлением Виталия Полонского в рамках совместной с Центром «Зотов» специальной музыкальной программы.

8 и 9 октября в Центре «Зотов» хор musicAeterna исполнит произведения 60-70-х годов XX века — периода расцвета неофициальной духовной музыки, когда так называемый второй авангард сочетал формальные поиски с поисками духовности.

В 1918 году с закрытием иконописного и синодального училищ в истории русского духовного искусства начался новый, тернистый этап. Но, обреченное на полуподпольное и полуголодное существование, оно продолжало жить. В живописи эта жизнь кажется нам более явно прослеженной. Всем знакомы полотна Нестерова и Корина. Но уже имена Чиркова и Романовича — только кругу знатоков. Духовная музыка, писавшаяся в СССР, известна еще меньшему кругу слушателей.

Между тем, написано ее было довольно много. Только петь ее было негде. Первый концерт духовной музыки в СССР состоялся только в 1945 году в честь интронизации патриарха Алексия I. И в это самое время дирижер Большого театра, автор изысканных символистских партитур Николай Голованов, пишет «в стол» литургические песнопения, думая о звучании Синодального хора, в котором он пел юношей. После смерти Сталина, который писал «головановщина есть явление антисоветского порядка», советскому слушателю были возвращены имена эмигрантов Рахманинова и Стравинского, а уже после конца оттепели интеллигенция потянулась в церковь. 60-е — 70-е гг. были временем расцвета неофициальной духовной музыки, когда так называемый второй авангард сочетал формальные поиски с поисками духовности. А появление ансамблей старинной музыки ввело в оборот весь мировой фонд духовных сочинений средневековья, Ренессанса и барокко. В программе будет сделан акцент именно на музыке этого периода. Хоры Каретникова и Кнайфеля стали сейчас классикой духовной музыки 70-х. Шнитке, Пярт, Денисов обращаются к наследию Баха и Монтеверди, тогда как диакон Сергей Трубачев, выйдя на пенсию, поселяется близ Троице-Сергиевой лавры и возрождает традицию канонических песнопений православной церкви.

Такая широкая панорама духовной музыки, написанной в условиях духовной несвободы, должна погрузить слушателя в атмосферу поисков абсолюта в материалистическом мире, показать, как живет традиция в тисках социально-политических обстоятельств.

Программа

Вступительное слово:  музыковед, композитор, кандидат искусствоведения Фёдор Софронов

Программа:*

Игорь Стравинский (1882–1971)
Три духовных хора (1926–1934)
1. «Отче наш»
2. «Верую»
3. «Богородице Дево, радуйся»

Николай Голованов (1891–1953)
«Свете тихий» (1943)

Арво Пярт (р. 1935)
Оde № 1, Kontakion, Ikos из цикла Kanon pokajanen | Покаянный канон (1997)

Аскольд Муров (1928–1996)
«Отче! прости им», № 3 из Духовного концерта № 1 (1989)

Диакон Сергей Трубачев (1919–1995)
«Ктo ны paзлyчит от любве Божией», послание апостола Павла к римлянам, 8, 35-38. (после 1980)

Альфред Шнитке (1934–1998)
1. «Плакася Адамо предъ раемо съдя», «Душе моя, душе моя, почто во гръсех пребываеши», № 1 и № 4 из цикла «Стихи покаянные», op. 203 (1987)
2. «Богородице, Дево радуйся», № 1 из цикла «Три духовных хора» (1984)
3. «Сей труд, что начинал я с упованьем и с именем Твоим...», № 4 из Концерта для хора на стихи Григора Нарекаци (1984–1985)

Николай Каретников (1930–1994)
1. «На вход», «На причастии» из цикла «Песнопения к святой католической мессе» (1991) 
2. «Отче наш», № 8 из цикла «Восемь духовных песнопений (Памяти Бориса Пастернака)», ор. 24 (1969–1989)
3. Антифон «Блаженны», № 4 из цикла «Шесть духовных песнопений» (1992)

Георгий Свиридов (1915–1998)
1. «Заутренняя песнь», № 1 из цикла «Три стихиры для мужского хора», второй части собрания «Песнопения и молитвы» (1980\1988–1997)
2. «Странное Рождество видевше», № 7 из цикла «Странное Рождество видевше», третьей части собрания «Песнопения и молитвы» (1980\1988–1997)

9. Александр Кнайфель (1943–2024)
«Утешителю», молитва Святому Духу (1995)

*В программе возможны изменения.

Виталий Полонский
Главный хормейстер и дирижер musicAeterna

Галерея