Прием заявок для режиссеров и художников, работающих с движущимся изображением, на участие в кинолаборатории «личная История» под кураторством исследовательницы архивов и художницы Дины Караман. Результатом лаборатории станут созданные участниками короткометражные фильмы. Проект направлен на работу с частными архивами и приурочен к выставке, посвященной Дзиге Вертову, которая пройдет в Центре «Зотов» в 2026 году.

Дедлайн подачи заявок — 14 мая, результаты будут объявлены 27 мая. Отбор пройдет в два этапа: анкетирование и интервью с куратором лаборатории. В результате отбора к участию будут приглашены восемь кандидатов. Обучение бесплатное, но не подразумевает возмещение расходов на проезд и проживание.
Офлайн-модуль лаборатории пройдет с 4 по 27 июня. С июля по октябрь практические занятия с Диной Караман будут проходить онлайн два раза в месяц в виде групповых встреч и индивидуальных консультаций. К концу октября участники должны будут закончить свои короткометражные фильмы.

Сто лет назад Дзига Вертов манифестировал новый тип расширенного видения — киноглаз, который не просто показывает мир или каталогизирует реальность, но при помощи монтажа делает видимыми скрытые связи между вещами и событиями. Следуя Вертову, расширенное зрение киноглаза можно применять и к архивам образов. Работа с найденными аудиовизуальными документами при создании фильмов-компиляций или found footage («найденная пленка») всегда связана с фактом переноса материалов из их первичного контекста в новый, обнаружением альтернативных значений и связей. Исследовательница апроприации в кино Джейми Бэрон использует термин «Эффект архива» — ощущение принадлежности определенных звуков или изображений, которые изначально выполняли иную функцию, другому времени или контексту. «Архивный документ» для Бэрон — это опыт восприятия, а не официальный статус и место хранения. Для осуществления этого переноса, необходимо сначала самим почувствовать архив и стать его зрителями.

Лаборатория будет посвящена работе с различными типами частных архивов, не входящих в категорию государственных или институциональных. Первой задачей участников станет осмысление выбранных архивов, работа с субъективным и коллективным восприятием. Курсируя между личной перцепцией, проникновением в чужую и необходимостью выражать свой опыт через речь, графически и телесно, участники заложат фундамент для дальнейшей работы — создания короткометражного фильма. Концептуальной задачей лаборатории станет исследование того, как «жизнь врасплох» по Вертову, «маленькое» и «незначительное» частное может обладать большой исторической значимостью и менять представление о сложившихся исторических нарративах.

Партнером программы выступит архив и лаборатория ЦИКЛ — проект, занимающийся поиском и сохранением советских любительских и домашних съемок. Лаборатория пройдет в гибридном формате: офлайн в Центре «Зотов» и пространстве ЦИКЛа и онлайн. В рамках программы также запланированы публичные мероприятия, которые смогут посетить все желающие.

Дина Караман
Куратор лаборатории и ведущая практических занятий
Художница, режиссер экспериментального кино, исследовательница архивов и педагог. Дина создаёт фильмы и инсталляции, используя найденные плёнки и материалы из собственных аудиовизуальных архивов. В своей практике Дина также исследует феномен внутреннего кино — как зрительное и слуховое восприятие влияют на процесс возникновения ментальных образов. Дина принимала участие в кинопрограмме 17-й Венецианской Архитектурной Биеннале, видео-выставке the view from there в галерее Sadie Coles HQ в Лондоне, II Большой Тайбэйской Биеннале, Московском Международном Фестивале Экспериментального Кино (MIEFF), кинофестивале «Послание к Человеку», Международном фестивале дебютного кино в Новой Голландии. Преподавала в Университете дизайна, искусства и технологий Shih Chien в Тайбэе.

Участникам, отобранным в формате open call, с согласия правообладателей представится возможность поработать с пленками из Архива ЦИКЛа в процессе создания собственных фильмов. Кроме того, в пространстве ЦИКЛа состоится ряд закрытых встреч — кинопоказов, лекций и воркшопов, в рамках которых участники смогут посмотреть любительские съемки и собственные материалы, а также познакомятся со всеми направлениями деятельности проекта: узнают о принципах работы архива и возможностях пленочной лаборатории, особенностях хранения, ремонта и оцифровки кинопленок.

В Центре «Зотов» пройдет ряд коллективных практик и упражнений для знакомства участников с архивами друг друга. Танц-художница Анна Кравченко проведет практику по телесному и ритмическому переосмыслению архивов, а композитор Лукас Сухарев присоединится для разбора графических партитур участников.

Публичная программа лаборатории будет состоять из лекций приглашенных исследователей о современном переосмыслении архива, в числе спикеров — научная сотрудница НИУ ВШЭ Галина Орлова, киновед Евгений Майзель, композитор Лукас Сухарев и другие. Проект ЦИКЛ проведет серию мероприятий, направленных на осмысление частной памяти как амбивалентного артефакта, остающегося, с одной стороны, носителем сугубо приватного опыта, а с другой — становящегося источником выявления типических черт времени и обнаружения новых смыслов. В программе — работы современных зарубежных авторов, сделанные с использованием found footage, фильмы отечественных режиссеров, основанные на взаимодействии с собственными и чужими архивами, а также показы домашних пленок с оригинальных носителей в сопровождении тематических лекций. После проведения открытых мероприятий участники лаборатории смогут глубже обсудить заявленные темы с куратором и спикерами.

ПАРТНЕР:

Анкета

Задание
Нажимая «Отправить», вы даете согласие на обработку персональных данных

Заявка отправлена!

Произошла ошибка

По возникшим вопросам пишите на почту: opencall@centrezotov.ru, указывая в теме письма «Кинолаборатория»