Сборник советской мультипликации 1960-х годов по произведениям Владимира Маяковского представит киноархивист, специалист по анимации Ольга Деревянкина

«Искусство — это не зеркало, отражающее реальность, а молот, ее формирующий», — эти слова самого Маяковского как нельзя лучше описывают его влияние на мир искусства. Его произведения, насыщенные эмоциональной и ритмической интенсивностью, легли в основу ряда мультипликационных фильмов.

Советская мультипликация 1960-х годов — это период значительных перемен и экспериментов. Режиссеры и художники начали искать новые формы и стили, что способствовало расширению представлений о выразительных возможностях мультипликационного фильма. И совершенно не случайно, что именно в это время режиссеры обратили свое внимание на произведения Маяковского, которые остаются глубоко актуальными и не потеряли своей направленности, звуча так же остро и своевременно, как в дни их написания.

Маяковский в мультипликационных работах предстает не только как поэт, но и как художник, чьи яркие и выразительные стили «Окон РОСТА» нашли свое отражение и на экране. Энергия и динамика его поэзии вдохновила режиссеров на возвращение к популярной в середине 20-30-х годах технике перекладки, которая к этому времени достигла новой степени мастерства, что способствовало созданию визуально впечатляющих картин, сочетающих в себе элементы плаката и кинокаллажа.

Экранизация одноименного детского стихотворения «Прочти и катай в Париж и Китай» (1960, реж. Анатолий Каранович, Теодор Бунимович) о кругосветном путешествии советских ребят и о дружбе детей всего мира погружает зрителей в визуально насыщенное и оригинальное представление стихов поэта.

Экспериментальная картина «Летающий пролетарий» (1962, реж. Иосиф Боярский, Иван Иванов-Вано) стала первым широкоэкранным кукольным фильмом, который рассказывает об одном дне из жизни обычного гражданина в коммунистическом городе будущего. Фильм демонстрирует высокий уровень эмоциональной и ритмической интенсивности, характерной для произведений Маяковского.

«Что такое хорошо и что такое плохо?» (1969, реж. Ефим Гамбург) — адаптация одного из самых известных детских стихотворений Маяковского. Фильм предлагает юным зрителям важные нравственные уроки в доступной форме, используя запоминающиеся визуальные образы, которые передают ритм, характерный для оригинала.

Фантазия на тему Маяковского «Вперед, время!» (1977, реж. Владимир Тарасов) сочетает философские размышления с выразительным визуальным рядом, иллюстрируя путь страны от революционного ужаса до космического прогресса. Она показывает контраст между беззаботной жизнью элиты и борьбой простого народа, акцентируя внимание на политическом и социальном контексте произведений Маяковского.

Показ организован совместно с киностудией «Союзмультфильм».

Прочти и катай в Париж и Китай
1960, СССР, 10 мин., 0+
Режиссеры: Анатолий Каранович, Теодор Бунимович

Группа детей из Москвы отправляется в большое путешествие по маршруту обозначенным Владимиром Маяковским в одноименном произведении.

Летающий пролетарий
1962, СССР, 16 мин., 6+
Режиссеры: Иосиф Боярский, Иван Иванов-Вано

Владимир Маяковский читает заголовки утренних газет. Иллюстрация переживаний поэта о состоянии мира описанные в стихотворении в Летающий пролетарий.

Что такое хорошо и что такое плохо?
1969, СССР, 10 мин., 0+
Режиссер: Ефим Гамбург

Волшебный карандаш и песик Ластик напоминают о хороших и плохих манерах.

Вперед, время!
1977, СССР, 18 мин., 6+
Режиссер: Владимир Тарасов

Путешествие по величественной, но истерзанной России Маяковского. Компиляция творчества поэта.