Главное произведение, о котором мы вспоминаем, говоря о Матюшине-композиторе — опера «Победа над Солнцем» (1913). Это опера на фантастический сюжет о путешествиях во времени. Она была названа авторами «первой футуристической оперой». Словесный текст «Победы» сочинил один из изобретателей «заумного языка», поэт-футурист  Алексей Крученых. Казимир Малевич создал костюмы и декорации.  Матюшин же стал в этом проекте автором музыки.

Мероприятие проходит в рамках публичной программы к выставке «Любовь в авангарде. Михаил Матюшин и Елена Гуро».

«Клавир Матюшина свидетельствует о незаурядных композиторских способностях своего создателя, свободно пользующегося остро диссонансными аккордами, политональной и атональной гармонией, остинатными фигурами и прочими новаторскими средствами, характерными для творчества наиболее передовых и продвинутых композиторов того времени» (композитор Владимир Мартынов).

За свою столетнюю историю опера была несколько раз исполнена в России и за рубежом. И в каждой из постановок неизбежно приходилось заниматься аранжировкой и добавлениями, поскольку музыка не была оркестрована автором, и клавир сохранился не полностью.

Музыковед, кандидат искусствоведения Ксения Ануфриева занимается «Победой над Солнцем» давно: еще в  2015 году, в проекте Волго-Вятского филиала тогда ГЦСИ (ныне Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина, Нижний Новгород), приуроченного к выставке «Музей великих надежд» было осуществлено аутентичное исполнение и запись большей части сохранившихся фрагментов оперы исключительно с музыкой Матюшина, без каких-либо добавлений. Об истории создания, исследования, а главное — о музыке «Победы над Солнцем» Ксения расскажет с музыкальными примерами и видеофрагментами.