Сборник из десяти фильмов, представляющих актуальные работы австрийских художниц-аниматоров и доказывающих, что анимация, как и мир в целом, находится в постоянном движении.

Проект Tricky Women/Tricky Realities проводится уже 5-й раз при сотрудничестве с Департаментом по культурным связям за рубежом Федерального министерства европейских и международных дел Австрии и традиционно фокусируется на исследовании социальных реалий и норм, подчеркивая, где изменения необходимы и/или возможны. Именно поэтому фильмы программы Tricky Women сейчас, как никогда, очень актуальны и интригующи – не только по технике анимации, но и по содержанию.

Дорогие зрители, обращаем ваше внимание на то, что все фильмы сборника демонстрируются на языке оригинала без субтитров.

На дне корзины для белья / Auf dem Grund des Wäschekorbs

Спецпоказ Красный и Черный кинозалы В оригинале
Австрия, 2021, реж. Адель Разкёви

7 мин
18+

Фильм посвящён распространенному мифу – пустой корзине для белья – и поднимает глубоко личный, скорее всего, автобиографический, и уж во всяком случае философский вопрос о том, что могло бы скрываться на дне корзины для белья, если бы до неё когда-нибудь удалось добраться...

Анимация, живопись, музыка, скульптура, литература и танец сливаются в единую полифоническую оду этому простому и всем нам хорошо известному объекту.

Показ на немецком языке

Лавовый сад / Lava-Garten

Спецпоказ Красный и Черный кинозалы В оригинале
Австрия, 2021, реж. Ингрид Гайер
4 минуты
18+
Дань уважения австрийскому философу, скульптору и поэтессе Мелитте Урбанчич, которая бежала со своей семьёй в Исландию в 1938 году, спасаясь от национал-социалистов. Её стихи описывают одиночество, стремление к переменам и горькую долю изгнанницы.

Этот фильм посвящён стихотворению «Лавовый сад», в котором Урбанчич описывает впечатлившие её пейзажи Исландии, одновременно выражая тоску по родным местам. Лавовый камень, бьющееся сердце и захватывающая музыка исландского композитора Рагнхейдура Эрлы Бьорнсдоттира соединились здесь в память о Мелитте Урбанчич.

Строй мыслей / Mindset

Спецпоказ Красный и Черный кинозалы В оригинале
Австрия, 2021, реж. Вероника Шуберт
6 минут
18+

Как в старой компьютерной игре, мы скользим по анимированному лабиринту. Огибаем углы снова и снова, идём вдоль стен, облицованных рекламными кругляшами. На протяжении всего пути нас сопровождает хор закадровых голосов, вразнобой предлагающих мотивационные и вдохновляющие лозунги из соцсетей: «Почему бы не использовать камни, которые люди бросают на вашем пути, чтобы построить что-то действительно великое?» «Продолжай двигаться – или подвинься».

Землю – гусям! / The Goose and The Common

Спецпоказ Красный и Черный кинозалы В оригинале
Австрия, 2020, реж. Шабад Шайеган
4 минуты
18+
У Гусыни пропадают яйца – и земля из-под ног! – во время строительства дороги в сельской местности. В тщетных попытках найти свои яйца Гусыня теряется в лабиринтах зданий. Вместе с другими гусями она в конечном итоге формирует движение сопротивления.

Музыкальный клип на песню Heaven Sent Cat, основанный на бунтарской песне XVII века, протестующей против захвата земель привилегированными классами

Мис: Деконструкция / Mies

Спецпоказ Красный и Черный кинозалы В оригинале
Австрия, 2020, реж. Клаудиа Лархер
7 минут
18+

Исследование творчества архитектора Миса ван дер Роэ, которое представляет его архитектурные инновации не как единое целое, но разбивает его произведения на отдельные элементы, переплетающиеся внутри и снаружи. Это создает пространства, которые деконструируются, вращаются, перекрываются, перекомпоновываются и открывают совершенно новые перспективы.

Симпоэзия тел / Sympoetic Bodies

Спецпоказ Красный и Черный кинозалы В оригинале
Австрия, 2020, реж. Флавия Маццанти
12 минут
18+

«Симпоэзия тел» – это художественно-философское исследование того, как рушатся границы между человеческим телом и его социальным и физическим окружением. Фильм экспериментирует с постантропоцентрическим сценарием, в котором тело децентрируется, деконструируется и рассматривается как результат различных взаимодействий и отношений. Границы заменяются связующими сетевыми системами, жесткие стены – гибкими мембранами....

Под микроскопом / Under The microscope

Спецпоказ Красный и Черный кинозалы В оригинале
Австрия, 2021, реж. Микаэла Грилл
7 минут
18+

Экспериментальная работа, основанная на научных фильмах 1920-х годов, в которых показаны крупные планы деления клеток, замедленная съёмка растущих грибов или того, как опыляются растения. Закрашивая и визуально уплотняя изображения, а также используя поистине вегетативный саундтрек Софи Трюдо, режиссёр превращает эти изображения в мультисенсорную атаку. Они становятся психоделическим пиршеством для третьего глаза, где экран, кажется, взрывается снова и снова. Добро пожаловать под «Купол удовольствия»!

Я, я и ещё раз я / Me, Myself and I

Спецпоказ Красный и Черный кинозалы В оригинале
Австрия, 2022, реж. Клаудиа Лархер
6 минут
18+

Личность – вещь неуловимая. Она есть, существует, присутствует, она активна, и все же мы не можем её постичь до конца. Но в этом фильме попытаемся.

Из 350 своих фотографий и с помощью искусственного интеллекта (GAN: Generative Adversarial Network) Клаудия Лархер создает постоянно трансформирующийся, искажающийся, деформирующийся автопортрет. Поначалу сменяющиеся изображения младенца, девочки, женщины кажутся просто хронологическим описанием отдельно взятого человека. Но вскоре они становятся более абстрактными, деформации и гримасы усиливаются, а за кадром тем временем размышляет о себе искусственный голос. Его монолог соткан из отрывков разговоров режиссёра с несколькими чат-ботами.

Фильм-экспериментальное размышление о себе в процессе постоянного становления. Но даже такой рефлексии недостаточно, чтобы почувствовать себя абсолютно осязаемым.

английский

Проблемы с моей второй половинкой / Issues with My Other Half

Спецпоказ Красный и Черный кинозалы В оригинале
Австрия, 2022, реж. Анна Васоф
6 минут
18+

Что получится, если соединить такую неприятную вещь, как потеря контроля над телом, с увлекательным творческим экспериментом? В фильме «Проблемы с моей второй половинкой» глубоко укоренившиеся страхи визуализируются как сюрреалистические кошмары в 23 коротких сценах.

Сколькими способами можно разделить тело человека на две половинки? Сверху и снизу, слева и справа… Для каждой части тела художница Анна Васоф придумывает удивительный и остроумный трюк разделения и перестановки, выполненный с помощью бесшовных цифровых эффектов. Затем она распространяет игру на взаимодействие тела с мобильными телефонами, ковидными масками – самыми повседневными вещами. Как и во всех своих работах, Васоф делает привычное удивительным и незнакомым.

Sammer / Frau Sammer

Спецпоказ Красный и Черный кинозалы В оригинале
Австрия, 2019,реж. Катарина Мишелич
4 минуты
18+

Глубоко-глубоко на дне морском живут нведомые подводные существа-феминистки, которые играют сами с собой и с социальными ожиданиями, владеют клавишами, басом и вокалом, демонстрируют свои умения пронзительно и тихо, виртуозно и виртуально, дилетантски и абсолютно профессионально.... И конфликтуют с соседями. Музыкальный клип как ода радости жизни.