В Форуме 1-го этажа центра открылась выставка «Круговое движение», на которой участники совместного со Школой дизайна НИУ ВШЭ образовательного курса «Архитектурная фотография и исследование пространства» представили свои работы по итогам обучения. Куратором курса выступил художник и фотограф Владислав Ефимов.
На курсе, проходившем с 2 сентября по 24 октября 2024 и объединившем методы архитектурной фотографии и современной художественной практики работы с пространством, участники проводили исследование Пресненского района, на основе которого создали индивидуальные художественные проекты.
Выставка продлится до 30 ноября. Вход на выставку свободный.
Наблюдение за городом и его архитектурой похоже на наблюдение за погодой. Вести дневник погоды — значит утром, проснувшись и первым делом посмотрев в окошко, выйти на улицу и снять показания приборов. Выводы можно делать после, главное в деле наблюдения — знать, что, собственно, ты наблюдаешь и куда ты эти результаты записываешь. В этом суть любого метода — как научного, так и фотографического, художественного. Исходя из некоторой необходимости, душевного порыва или простого любопытства формируется потребность смотреть и записывать. Не даром фотографы так любят прогулки, поездки, экспедиции и нуждаются в приключении по преодолению ландшафта — ведь оно оставляет легкие следы фотографа на пути к цели и невидимые царапины на фотопленке. Все знаки судьбы отпечатываются на фотоснимках, радуют глаз и будоражат фантазию.
Если рассматривать время как последовательность мгновений, зафиксированных на рулоне пленки, то рассказы о каждом таком фрагменте превращают воспоминания в прерывистую последовательность, где каждая деталь существует отдельно. Это позволяет применять концептуальные приемы и составлять рассказ в виде фотографической серии, опираясь не на факты, а на смысл и назначение местности.
Фотограф, в своем путешествии в поисках натуры, описывает круги или движется по спирали, имея своим центром некую важную неподвижную точку на его воображаемой карте местности. Здесь вспоминается «Циркулина» — сельскохозяйственный комбайн из «Незнайки в Солнечном городе». Наматывая тросик, отходящий от центрального столбика на круглом поле, машина очищала почву от вредителей и высевала семена, обеспечивая знатный урожай коротышкам Солнечного города. Такой автоматический метод производства применен и к данной выставке. Разматывая веревочку, намотанную на центральный барабан и осуществляя движение по эвольвенте, можно заполнить шагами белые пятна карты. Вся она представляет собой поле — на нем предстоит вырастить смысл, который только художник сможет назначить местности.
Зал, где проходит выставка, — круглый. Бывший хлебозавод, от которого участники меряют шагами окружающий район, тоже представляет собой круг. Приключения Незнайки построены по классической схеме — это земной путь любопытного коротышки, по спирали судьбы ведущий к посещению унылых, хтонических мест или правильно обустроенных пространств, служащих всем персонажам примером. Участникам же досталась местность возвышенная, сильная своими проектами, не оформленными в материале архитектурными мечтами. Район можно уподобить круглому полю, которое культивируется художниками. Солнечный город — столица, где воплощены технологические и архитектурные фантазии Незнайки — вызывает удивление и даже зависть. В романе архитектор Вертибутылкин с его вращающимися домами, следующими за солнцем, дает всем хороший пример утопии, художественного будущего, счастья в воплощении мечты. Так выставка и ходит по кругу за домами и округами, которые сами ходят за солнцем в поиске лучшей инсоляции, она повторяет и вычерчивает их круговое движение на новом, идеальном плане района. Все наблюдения над жизнью, которые можно здесь увидеть, вполне точны и документальны.
© Владислав Ефимов
Кураторы выставки: Владислав Ефимов, Елена Каратун, Евгения Соломатина
Участники выставки: Анна Горошко, Елизавета Бобок, Анастасия Ляч, Александра Фадеева, Юлия Юдина, Елена Каратун, Мария Гордеева, София Кладова, Лидия Швецкова, Ксения Русс, Ксения Таран, Василиса Шиляева, Мария Рогова, Мария Стирманова, Елизавета Стюрина, Мария Бавыкина, Евгения Цой, Елизавета Мареева, Елизавета Фурсова, Варвара Титова, Злата Манина, Алёна Пряхина, Евгения Балокина, Мария Елютина, Николай Буйко, Татьяна Фёдорова, Евгения Соломатина
Специально для выставки все работы участников напечатают наши большие друзья и партнеры курса — лаборатория FOTOLAB.
КУРАТОР КУРСА
Владислав родился в 1964 году в Москве. Живет и работает в Москве и Нижнем Новгороде.
Художник, куратор, фотограф. Преподаватель направлений «Фотография» и «Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, руководитель мастерской «Проектная фотография» в Московской Школы фотографии и мультимедия им. А. Родченко. Автор более 30 персональных выставок.
Лауреат премии «Инновация» в области современного искусства, дважды лауреат архитектурной премии «Золотое сечение». Работы Владислава Ефимова находятся в собраниях: Государственного Русского Музея (С. Петербург), Центра Помпиду (Париж), Московского музея современного искусства (Москва), Государственного Центра Современного Искусства (Москва), n.b.k. (Берлин), Музея Москвы.