Центр «Зотов» и хор musicAeterna продолжают специальный проект, посвященный духовной музыки для хора a cappella. После программы, исполненной прошлой осенью и сосредоточенной на русской духовной музыке 1930–1980-х годов, хор musicAeterna и детский хор «Весна» обращаются к сочинениям европейских классиков XX века Франсиса Пуленка и Бенджамина Бриттена.

Франсис Пуленк — прославленный французский композитор-новатор, соратник таких экстравагантных модников, как Дягилев, Стравинский, Сати и Кокто — обратился к католичеству в результате трагического события. Внезапная смерть коллеги в 1936 году вызвала в композиторе экзистенциальное смятение. Вспомнив о религиозных традициях своей семьи, он отправился в паломничество к Черной Деве Рокамадурской, средневековой статуе Богоматери в маленькой церкви на горе Св. Амадура, и встреча с чудотворной Мадонной глубоко изменила его: «Рокамадур окончательно вернул мне веру моего детства», — объяснял Пуленк изумленным друзьям. Этому духовному перелому обязан своим появлением большой корпус хоровых сочинений, в которых оригинально сплавлены элементы григорианики, барочная риторика, стилистические приемы XX столетия и подлинная молитвенность музыки. В концертах хора musicAeterna прозвучат «Четыре покаянных мотета» и гимн Ave verum corpus на тесты католических молитв, а также два цикла для мужского хора a cappella – «Четыре маленьких молитвы на слова святого Франциска Ассизского», написанные по просьбе троюродного брата, францисканского монаха, для исполнения в монастыре в ходе литургии и схожие по замыслу и предназначению «Лауды святому Антонию Падуанскому» на тексты поэта-францисканца XIII века Юлиануса Тевтоникуса (или Жюльена из Шпейера).

Взаимоотношения «главного» британского композитора XX века Бенджамина Бриттена с религией были непростыми, однако этот преимущественно светский автор оставил блистательные образцы духовной музыки — в жанре оперы (в трех «Притчах для исполнения в церкви»), в «Военном реквиеме», а также в хоровых миниатюрах, в которых он, как и Пуленк, отдает дань многовековой истории духовной музыки. «Гимн Деве Марии» 16-летний Бриттен написал на средневековый текст, в котором строфы на староанглийском чередуются с рефренами на латыни. «Хорал на тему французской рождественской песни» (пикардийской мелодии) на стихи Уистена Хью Одена и Deus in adjutorium meum на текст 70-го Псалма были сочинены для радиопостановок военного времени и затрагивают самые глубокие чувства слушателей.

Программа:

Франсис Пуленк (1899–1963)
Quatre petites prières de saint François d'Assise / «Четыре маленьких молитвы святого Франциска Ассизского» для мужского хора (1948)
Salut, dame Sainte
Tout puissant, très saint
Seigneur, je vous en prie
O mes très chers frèresAve verum corpus для женского хора (1952). Исполняет Детский хор «Весна»

Бенджамин Бриттен (1913–1976)
Deus in adjutorium meum, Псалом 70 для смешанного хора (1945). При участии детского хора «Весна»

Франсис Пуленк
Quatre motets pour un temps de pénitence / «Четыре покаянных мотета» для смешанного хора (1938—1939). При участии детского хора «Весна»

Timor et tremorVinea mea electaTenebræ factæ suntTristis est anima meaLaudes de Saint Antoine de Padoue / «Лауды святому Антонию Падуанскому» для мужского хора (1957—1959)

O Jesu perpetua lux

O proles hispaniæ

Laus Regi plena gaudio

Si quæris

Бенджамин Бриттен
Chorale after an Old French Carol / «Хорал на тему старинной французской рождественской песни» для смешанного хора (1944)

A Hymn to the Virgin / «Гимн Деве Марии» для двойного хора (1930).
При участии детского хора «Весна»

Виталий Полонский
Главный хормейстер и дирижер musicAeterna

Галерея