Новый выставочный проект «Логос: голос конструктивизма» рассказывает, как с помощью художественных выразительных средств конструктивизм сформировал современные медиа: радио, кино, журналы, фотографию и книги.

XX век — эпоха бурного роста городов, развития транспорта и средств связи. Уже в начале столетия искусство заняло свое место в публичном пространстве и системе массовых коммуникаций, не только фиксируя перемены, но и предопределяя их.  Это время становится ключевым для новаторских разработок в типографике, рекламе, радио и графическом дизайне.

Новый визуальный язык смог предложить конструктивизм. Это прогрессивное художественное течение характеризовалось геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. Новая культура ставила на первый план функцию — функцию формы, вещи, предмета, человека. Она должна быть утилитарной, универсальной и актуальной — совем как молодой динамичный город. Искусство — для всех, город — для каждого. Принципы конструктивизма распространились и на другие сферы, в том числе на архитектуру, кинематограф, книжный дизайн, фотографию и оформление городских пространств. А новый язык предопределил монтажный принцип подачи и восприятия информации, который актуален до сих пор.

Героями новой выставки стали такие художники как Александр Родченко, Владимир Маяковский, Эль Лисицкий, Густав Клуцис, братья Стенберги, Соломон Телингатер — звезды первой величины, заложившие постулаты графического дизайна и правила рекламных обращений.

В центре экспозиции — фактически все формы искусства 1920-х годов, в которых отразилась работа со словом, в том числе: оформление города, дизайн витрин и киосков, агитпоезда и «окна РОСТА», звучащая авангардная поэзия и первые репортажи, «живые газеты» и интертитры новаторских кинолент, фотомонтажи и ритмодекламации. Кураторы поставили целью показать не только произведения, но и продемонстрировать новые подходы и методы работы художников-конструктивистов. Вы увидите не только законченные вещи, но и эскизы и варианты проектов, инструменты, типографское оборудование. Специально к выставке подготовлены реконструкция радиооратора Густава Клуциса, избы-читальни Антона Лавинского, напечатаны репринты газет и плакатов. В экспозиции также представлен знаменитый плакат «Ленгиз: книги по всем отраслям знаний» с фотографией Лили Брик — один из символов авангардной рекламы со всеми ее излюбленными приемами. Фотографии и кинохроника продемонстрируют, как революция формы репрезентации слова, современные технологии и новая языковая политика отразились в повседневной жизни людей тех лет.

На выставке показаны работы и менее известных, но не менее важных авторов, таких как Фаик Тагиров, Николай Ильин, Эльбрус Гутнов, Елена Семенова, и ранее не демонстрировавшиеся рукописные плакаты для Десятой государственной выставки, вошедшей в историю как противостояние Анти (Александра Родченко) и Казимира Малевича.

Отдельное внимание уделяется теме кинематографа: интертитры и киноплакаты начала прошлого столетия создают удивительные образы и раскрывают проблематику времени. После Февральской революции 1917 года развитие языковых средств немого кино радикально ускорялось и совершенствовалось. Художники искали новые средства выразительности при помощи монтажа и дизайна интертитров. Слово на экране перестало быть только иллюстративным инструментом, оно тесно вошло в смысловой уровень и художественную ткань фильма: с помощью словесной игры можно было заставить зрителя посмотреть на жизнь в кадре «под другим углом». Так, конструктивисты смогли доказать, что интертитры — это тоже искусство.

Важным элементом экспозиции, показывающим значимость слова как знаковой системы, формирующей общественное сознание, стали высказывания современных художников: Платон Инфанте и Владимир Абих специально к выставке создали инсталляции, связывающие прошлое и настоящее и показывающие актуальность наследия конструктивизма.

Выставка поделена на четыре тематических раздела — «Живое слово», «Агитпроп», «Новая оптика» и «Новые медиа» — и 18 подразделов, охватывающих как ранние футуристические эксперименты со словом (рукописным, печатным, поэтическим или переданным средствами живописи), так и продолжившиеся в 1920-х – начале 1930-х новаторские разработки оформления журналов и книг и дизайна выставок.

Чтобы погрузиться в атмосферу начала XX века и подробнее узнать о ключевых работах каждого раздела, можно взять аудиогид. Приобрести его можно на стойке администрации и на сайте.

Для знакомства маленьких посетителей с выставкой и экспонатами был разработан детский квест. В сопровождении медиатора дети смогут узнать о самых разных идеях конструктивистов, научиться анализировать увиденное, попробовать себя в роли художников или графических дизайнеров и решить задачки, загаданные конструктивистами более ста лет назад.

Экспозиция объединяет свыше 350 экспонатов, хранящихся в более чем 30 музеях, фондах и личных собраниях, в частности: Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном научно-исследовательском музее архитектуры имени А.В. Щусева, Государственном музее В.В. Маяковского, Государственном музее изобразительных искусств республики Татарстан, Государственном музее истории Санкт-Петербурга, Нижегородском государственном художественном музее, Политехническом музее, собраниях Владимира Кричевского и Соломона Телингатера, архиве Александра Родченко и Варвары Степановой и других.

Кураторами выставки стали: историк архитектуры Полина Стрельцова, архитектор Анна Замрий, кандидат искусствоведения Екатерина Лаврентьева, культуролог Константин Дудаков-Кашуро.

Полина Стрельцова
искусствовед, историк архитектуры, куратор
Анна Замрий
младший куратор, специалист по архитектуре выставок
Екатерина Лаврентьева
кандидат искусствоведения
Константин Дудаков-Кашуро
культуролог

Выставку сопровождает публичная программа с лекциями, круглыми столами, концертами, воркшопами, функциональными прогулками по Москве и дискуссиями в книжном клубе центра. Мероприятия разделены по месяцам тематически и перекликаются с разделами выставки, затрагивая темы поэзии, графического дизайна, типографики и «языка города» и раскрывая понятие «логос» в различных контекстах от литературы до рекламы. С подробной программой к выставке можно ознакомиться в разделе событий.

В кинотеатре «Зотов.Кино» проходит специальная программа, приуроченная к выставке «Логос». Она посвящена изучению «слова» в кино — от разнообразия интертитров и их функций до перехода от немого кино к звуковому. Подборка игровых и анимационных советских фильмов 1920-30-х знакомит зрителей со всем разнообразием использования знаков и текста в кинематографе. Узнать, как интертитры стали искусством, можно в программе кинотеатра к выставке.

Для школьников разработана серия мастер-классов, а для детей 5-6 лет — занятия по абстрактной живописи и архитектуре, где они смогут научиться пользоваться разными видами материалов, развить фантазию и способности к образному мышлению, а также создать свой макет архитектурного объекта. Информацию о занятиях можно найти на странице арт-клуба.

В рамках инклюзивной программы к выставке предусмотрен цикл мастер-классов на русском жестовом языке, игровые занятия для детей и взрослых с особенностями развития и экскурсии для разной аудитории. Расписание мероприятий можно найти в разделе инклюзивных событий или уточнить по электронной почте access@centrezotov.ru.

Архитектуру выставки разработало бюро Aurum. Повествование выстраивается в цельную историю с артикулированными «главами» и визуальными связями между разделами, что позволяет зрителям воспринимать насыщенную и разноплановую экспозицию через различные пространственные переживания, которые меняют темп рассказа и восприятия. В архитектуре проявляются характерные для конструктивизма принципы: «честность» в работе с материалом и конструкциями, модульность, форма отвечает функции.

За графический дизайн выставки отвечала студия Holystick. В основе визуального языка — образ слова. Как и в работах конструктивистов сто лет назад, слово в графическом оформлении экспозиции звучит, но благодаря подчинению функции и логике повествования не «перекрикивает», а дополняет выставку. Голос выставки присутствует обособленно и непредвзято, не стремится слиться с экспонатами, но рифмуется с ними.

Генеральный партнер:

втб цветной

Информационные партнеры:

радио культура
правила жизни
газета об искусстве

Поддержка в социальных сетях:

mosnow