«Четыре последние песни» Рихарда Штрауса сродни «Лебединой песни» Франца Шуберта. Оба композитора незадолго до смерти сочинили прекрасные вокальные миниатюры, из которых издатели составили завершенные в своем роде циклы. Разницу определяет время. Свое пророческое завершение Шуберт создавал в мире, жаждавшем романтической музыки. В горькие послевоенные годы, когда само право немецкой культуры на существование было поставлено под вопрос, Штраус сочинял оркестровые песни для самого себя и своих близких: развитая партия валторны напоминает об отце композитора, игравшем на этом инструменте, а парящее сопрано воспринимается сегодня как идеальный голос Паулины де Ана, жены композитора.

Возможно, что и просветленные скрипичные соло отсылают к образу супруги, с которой Штраус доживал последние годы. Паулина была племянницей скрипача, и именно скрипка живописует ее неоднозначный образ в иных биографичных сочинениях маэстро. Не забудем наконец, что в качестве свадебного подарка супруге Рихард преподнес в 1894 году Четыре песни op. 27.

Свой поздний труд начал с обращения к Йозефу фон Эйхендорфу — на тексты классика немецкой романтической поэзии написано в общей сложности более пяти тысяч вокальных миниатюр. Стихотворение «На закате» было положено на музыку в мае 1948 года. А затем Штраус получил от одного из своих почитателей собрание сочинений Германа Гессе и выбрал из него 11 стихотворений. Увы, в 1948 году композитор ограничился созданием всего трех песен…

А в 1950 году издатель Эрнст Рот опубликовал посмертный штраусовский цикл, расставив «Четыре последних песни» в наиболее логичном, с его точки зрения, порядке. Сперва пробуждение от зимнего сна и красота весны, затем любование увядающей красотой сентябрьской природы, далее отход ко сну, в царство вечной красоты. Стихотворение Эйхендорфа, повествующее о завершении долгих скитаний и завершающееся строкой «Уж не смерть ли это?», заняло у Рота финальную позицию в цикле.

Предложенный издателем вариант действительно оказался удачным, и сегодня никому в голову не приходит осуществить эксперимент — исполнить четыре песни в иной последовательности. Музыковед Роман Насонов тоже не собирается покушаться на святое. Тем не менее, в своей лекции он поделится мыслями о том, почему цикл Штрауса — это нечто гораздо большее, чем прощание с миром после долгого жизненного пути.

Событие проходит в рамках просветительского проекта musicAeterna и банка ВТБ «Лаборатория современного зрителя».

Спикер:

Роман Насонов

Родился в 1971 году в Воронеже. Окончил Ака­демическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (1990), теоретико-­композиторский факультет (1994) и аспи­ран­туру (1996) Московской консерватории. В том же году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «“Универсальная музургия” Афанасия Кирхера. Музыкальная наука в контексте музыкальной практики раннего Барокко» (науч­ные руководители — профессор М. А. Са­по­нов и профессор Ю. Н. Холопов). С 1996 го­да преподает на кафедре истории зарубежной музыки историко-теоретического (ныне научно-­композиторского) факультета Москов­ской консерватории, с 2004 года — доцент. C 1998 го­да преподает также на кафедре литературно-­худо­жественной критики и публицистики факультета журналистики Московского госу­дар­ственного университета имени М. В. Ло­­моносова. Автор мультимедийных образова­тельных курсов «Литургический год с И. С. Ба­хом» и «Оперы Моцарта» на интер­нет-пор­тале «Magisteria.ru». Ведущий цикла просветительских концертов «Все кантаты Баха с Романом Насоновым» (в исполнении ансамбля Colle­gium Musicum; с 2017 года). Переводчик (совместно с Анной Андрушкевич) и научный редактор русского издания монографии сэра Дж. Э. Гардинера «Музыка в Небесном Граде: Портрет Иоганна Себастьяна Баха» (издательство «Роузбад», 2019). Автор научно-просветительской монографии «Музыка: диалог с Богом. От архаики до электроники» (издательство «Никея», 2021).

 

music aternaвтб цветной