Чаплин на советском экране

 

Слава Чарли Чаплина в интеллектуальной среде и среди авангардистов была огромна. Его воспринимали «своим» левые футуристы, считая не актером переживаний и настроений, а «строгим конструктором». Один из номеров конструктивистского журнала «Кино-фот» под редакцией Алексея Гана был целиком посвящен Чаплину. Тексты об актере сопровождались рисунками Варвары Степановой, вдохновленные образом комика из фильма «Человек на пропеллере». Примечательно, что в фильмографии Чаплина такой картины нет, и в фильме снимался вовсе не Чаплин, а кто-то из его имитаторов или двойников.

В 1926 году музыковед и критик Иван Соллертинский писал в ленинградской газете «Кино» о Чаплине и мифологической структуре его образа: «большой, культурный актер, он стал художественным паролем, эмблемой на знамении целых школ. А между тем, никто из нас не видел ни единой фильмы с его участием». Действительно, если не брать в расчет мало удачную попытку выпустить несколько чаплинских короткометражек до революции, его фильмы появились в отечественном прокате только в конце 1920-х годов. Из поставленных Чаплиным картин советские зрители были хорошо знакомы лишь с «Парижанкой» (1923), в которой сам знаменитый комик не появляется в кадре.

Показ фильма будет сопровождаться живой озвучкой от ансамбля KYMATIC.

KYMATIC — ансамбль, развивающий мультимедийные и междисциплинарные направления современной музыки. Коллектив молодых интеллектуалов, академических музыкантов-импровизаторов, использующих в своей работе барочные, современные концертные и этнические восточные инструменты наравне с новыми мультимедиа-технологиями. Ансамбль существует вне коммерческого и институционального контекста и интуитивно перемещается по разным художественным территориям: филармонически строгие программы ансамбль чередует с импровизационными и электроакустическими сетами, акультовые авангардные партитуры — с обскурными и сугубо аутсайдерскими сочинениями. Деятельность ансамбля направлена на взаимодействие с разными видами искусства; их соавторами часто выступают режиссеры, видеохудожники, композиторы, хореографы, программисты.

Тема перемонтажа отразится и в музыке — ощущением, будто фрагменты композиции перепутали местами, что придаст звучанию сюрреалистичности. Звук живых инструментов дополнят заранее записанные коллажи из американской музыки 20-х. Периодически их саунд будет прерываться звуком струнных на заднем плане и глухо звучащими, будто из соседней комнаты, фрагментами из советской хроники.

Фильм представит куратор программы Алиса Насртдинова.

Фильм-концерт. Немое кино в сопровождении живой озвучки как от независимых электронных музыкантов, так и от музыкальных коллективов и оркестров.

Алиса Насртдинова
Киноархивистка, киновед, кураторка
Закончила магистратуру ЕУ СПб, аспирантуру РИИИ, где писала диссертационную работу о перемонтаже зарубежных фильмов для советского киноэкрана.
Парижанка / A Woman of Paris

Не дождавшись на вокзале возлюбленного, Мари уезжает в Париж одна. И становится там содержанкой богатого повесы. Судьба снова сводит ее с возлюбленным, к которому у нее сохранились чувства, и Мари нужно сделать сложный выбор между любовью и комфортом.

Год 1923
Продолжительность 82 мин.
Страна США
Жанр драма
Возрастное ограничение 0+
Режиссер Чарли Чаплин
В ролях Эдна Первиэнс, Кларенс Гелдарт, Карл Миллер, Лидия Нотт, Адольф Менжу
Билеты для держателей Зотов. Карт со скидкой 10%