Программа показов и лекций о том, как выглядели фильмы 1920-х после испытаний киноцензурой и какое место в этом процессе занимали монтажные практики.

Перемонтажом в советском кинопроцессе 1920-х называли переделку фильмов для демонстрации различной аудитории. Помимо непосредственного изменения монтажной последовательности кадров, могли быть переделаны названия фильмов, имена персонажей, сюжетные ходы, а также добавлены кадры из других картин. Под советского зрителя переделывали зарубежные фильмы, дореволюционные картины, хроникально-новостные сюжеты. Для заграничной аудитории советские фильмы также переделывали. Сохранившиеся в киноархивах фильмы, документы, кинопериодика свидетельствуют: не только фильмы воздействовали на зрителей, меняли их представления о мире, но и определенные группы зрителей воздействовали на фильмы — пересобирали фильмы в соответствии с актуальными представлениями о реальности.

Перемонтаж не был порождением советской действительности, применение этой практики интернационально и актуально до сих пор. Однако именно в 1920-е в СССР перемонтаж получил наибольшее распространение и стал явлением, в котором нашли отражение не только искусство и производство, но экономика и политика, идеология и культура.

Фильмы представит куратор программы Алиса Насртдинова.

Алиса Насртдинова 

киноархивистка, киновед, кураторка. Закончила магистратуру ЕУ СПб, аспирантуру РИИИ, где писала диссертационную работу о перемонтаже зарубежных фильмов для советского киноэкрана. Работала в научном отделе Госфильмофонда России с фондом цветных довоенных фильмов на нитропленке. Также принимала участие в организации фестиваля архивного кино «Белые Столбы» и фестиваля документального кино о современной культуре Beat Film Festival, была программным директором I Московского международного фестиваля архивного кино, составительницей программы немого кино для «Кинолаборатории» Дома Радио. Курировала программу Конференции по киноведению и архивному делу в кино в 2022 году, образовательную программу просветительского проекта «Резиденции 2022» в Госфильмофонде. Участвовала в создании коллективной монографии о множественности версий в кино (Le Film pluriel, Universite Sorbonne Nouvelle) и путеводителя по историческим кинотеатрам Москвы (Москино); отбирала материал для монтажного фильма («Москва 1941-1945. Хроники будней»), публиковалась в «Киноведческих записках», журнале «Сеанс».

Билеты для держателей Зотов. Карт со скидкой 10%

Программа