В начале 1920-х редакторы-монтажеры состояли на службе почти при каждой прокатной конторе. С такой работы начинала карьеру в кино Эсфирь Шуб. Профессию редактора-монтажера Шуб выбрала сама и сама себя этой профессии обучила. Она же стала наставницей Сергея Эйзенштейна, вместе они работали над переделкой немецкого фильма Фрица Ланга «Доктор Мабузе, игрок» (1922). В советский прокат картина про биржевых спекулянтов, шулеров, куртизанок и артистократов вышла под эффектным названием «Позолоченная гниль» претерпев серьезные изменения. Монтажное упражнение Шуб и Эйзенштейна судя по свидетельствам было хулиганским и, к сожалению, не сохранилось.

В совершенстве научившись монтировать куски игровых фильмов, Шуб переключилась на хроникальный материал. Из уцелевших пленок с дореволюционными съемками Эсфирь Шуб смонтировала фильм «Падение династии Романовых» – картину, перевернувшую представление о художественных и идеологических возможностях перемонтажа кинохроники. Эсфирь Шуб изучала каждый метр кинопленки, который попадал ей в руки и строила из формальных элементов в соседствующих кадрах коммуникационный мост, по которому информация эффективней всего доходила до сознания кинозрителя. Точно рассчитанная длительность кадров при монтаже стала одним из главных формальных достижений Шуб.

Лекцию прочитает куратор программы Алиса Насртдинова.

После лекции в Лектории пройдет показ “Фильм-концерт. KYMATIC x Падение династии Романовых”. Билеты на показ приобретаются отдельно.

Алиса Насртдинова
Киноархивистка, киновед, кураторка
Закончила магистратуру ЕУ СПб, аспирантуру РИИИ, где писала диссертационную работу о перемонтаже зарубежных фильмов для советского киноэкрана.