В начале 1920-х редакторы-монтажеры состояли на службе почти при каждой прокатной конторе. С такой работы начинала карьеру в кино Эсфирь Шуб. Профессию редактора-монтажера Шуб выбрала сама и сама себя этой профессии обучила. Она же стала наставницей Сергея Эйзенштейна, вместе они работали над переделкой немецкого фильма Фрица Ланга «Доктор Мабузе, игрок» (1922). В советский прокат картина про биржевых спекулянтов, шулеров, куртизанок и артистократов вышла под эффектным названием «Позолоченная гниль» претерпев серьезные изменения. Монтажное упражнение Шуб и Эйзенштейна судя по свидетельствам было хулиганским и, к сожалению, не сохранилось.

В совершенстве научившись монтировать куски игровых фильмов, Шуб переключилась на хроникальный материал. Из уцелевших пленок с дореволюционными съемками Эсфирь Шуб смонтировала фильм «Падение династии Романовых» – картину, перевернувшую представление о художественных и идеологических возможностях перемонтажа кинохроники. Эсфирь Шуб изучала каждый метр кинопленки, который попадал ей в руки и строила из формальных элементов в соседствующих кадрах коммуникационный мост, по которому информация эффективней всего доходила до сознания кинозрителя. Точно рассчитанная длительность кадров при монтаже стала одним из главных формальных достижений Шуб.

KYMATIC – ансамбль, развивающий мультимедийные и междисциплинарные направления современной музыки. Коллектив молодых интеллектуалов, академических музыкантов-импровизаторов, использующих в своей работе барочные, современные концертные и этнические восточные инструменты наравне с новыми мультимедиа-технологиями. Ансамбль существует вне коммерческого и институционального контекста и интуитивно перемещается по разным художественным территориям: филармонически строгие программы ансамбль чередует с импровизационными и электроакустическими сетами, акультовые авангардные партитуры — с обскурными и сугубо аутсайдерскими сочинениями. Деятельность ансамбля направлена на взаимодействие с разными видами искусства; их соавторами часто выступают режиссеры, видеохудожники, композиторы, хореографы, программисты.

Фильм представит куратор программы Алиса Насртдинова киноархивистка, киновед, кураторка.

Перед показом в 18:30 в лектории состоится лекция на тему «Перемонтаж как метод». Необходима предварительная регистрация на событие.

Фильм-концерт. Немое кино в сопровождении живой озвучки как от независимых электронных музыкантов, так и от музыкальных коллективов и оркестров.

Цифровая копия из коллекции Госфильмофонда РФ.

Алиса Насртдинова
Киноархивистка, киновед, кураторка.
Закончила магистратуру ЕУ СПб, аспирантуру РИИИ, где писала диссертационную работу о перемонтаже зарубежных фильмов для советского киноэкрана.
Падение династии Романовых

Монтаж кинодокументов, снятых операторами разных стран до Октябрьской революции. Царская Россия, Европа, кошмар войны, фронт и тыл, февральская революция – основные события, которые переосмысливаются из другой исторической точки.

Год 1927
Продолжительность 63 минуты
Страна СССР
Жанр документальный
Возрастное ограничение 12+
Режиссер Эсфирь Шуб
Билеты для держателей Зотов. Карт со скидкой 10%