Джей Лейда, ученик Сергея Эйзенштейна и один из крупнейших западных исследователей советского кино так назвал свою небольшую книжку 1964 года «Из фильмов – фильмы» («Films Beget Films: a Study of the Compilation Film»). Он искал подходящий термин, чтобы описать работу над фильмом состоящим из кадров, снятых в прошлом, из фильмотечного материала. Термин «монтажное кино» не всегда подходит – он вносит путаницу, отсылая то к игровым фильмам сделанным под влиянием советских монтажных теорий, то к французскому киноаванграду.

Лейда искал точный термин (и, к слову, не нашел его) чтобы обозначить большой пласт документальных фильмов, где использован принцип перемонтажа для интерпретации кинохроники с художественной, учебной, рекламной или пропагандистской целью. В советские 1920-е собственное прочтение кинохронике пыталась дать не только Эсфирь Шуб. Первая и единственная режиссерская работа музы ЛЕФа Лили Брик следует тому же принципу. «Стеклянный глаз» – культурфильм с элементами пародии на игровое кино, редкий представитель советского фильма-ревю. Брик поставила фильм в соавторстве с Виталием Жемчужным в 1928 году. Дореволюционную, зарубежную и советскую кинохронику, масштабно использованную в картине, Брик талантливо смонтировала сама. Любопытно, что фильм задуманный как сатира на заграничное кино, скорее был воспринят зрителями как его пропаганда.

Пётр Отоцкий (Москва) — кибернетик, специалист в области сложности и хаоса, кандидат физико-математических наук, активный участник московского движения импровизационной музыки.

Отоцкий сотрудничал с такими музыкантами, как Александр Сереченко и Сергей Храмцевич (группа Baritone Domination); Илья Белоруков, Кирилл Широков, Дмитрий Лапшин (группа Ototsky Quartet); Евгений Галочкин и Феликс Микенский (группа «Радость»); Алина Ануфриенко, Кирилл Широков и Феликс Микенский (группа ZTM / «Затемнено»); Оксана Григорьева, Андрей Ким, Сергей Болотин (группа Drumazhur); Владимир Лучанский, Феликс Микенский (группа IMPRN); Алексей Сысоев, Владимир Горлинский, Дмитрий Лапшин (группа «Високосный джаз»), Константин Сухан и Дмитрий Кузовлев (группа «Метро 3»), Алексей Борисов, Константин «Жаба» Гурьянов, Оксана Григорьева (группа Double Espresso), Леонид Сойбельман, Николай Рубанов, Юрий Яремчук, Aлексей Потапов, Александр Сенько, Даниэль Измайлов, Катя Рекк, Дарья Звездина, Дмитрий Бурцев, Алексей Чичилин, группа «Ленина Пакет», группа «ММДМ».

Фильм представит куратор программы Алиса Насртдинова.

Фильм-концерт. Немое кино в сопровождении живой озвучки как от независимых электронных музыкантов, так и от музыкальных коллективов и оркестров.

Алиса Насртдинова
Киноархивистка, киновед, кураторка
Была программным директором I Московского международного фестиваля архивного кино, составительницей программы немого кино для «Кинолаборатории» Дома Радио. Курировала программу Конференции по киноведению и архивному делу в кино в 2022 году, образовательную программу просветительского проекта «Резиденции 2022» в Госфильмофонде.
Стеклянный глаз (другое название «Фильм о фильме»)

Киноглаз снимает коронацию императора, морские глубины, тайны работы человеческого организма, неведомые экзотические страны. Все, что доступно киноглазу, доступно и кинозрителю. Но не только подлинные события жизни попадают в объектив.

Год 1928
Продолжительность 50 мин.
Страна СССР
Жанр документальный
Возрастное ограничение 6+
Режиссер Лиля Брик, Виталий Жемчужный
Билеты для держателей Зотов. Карт со скидкой 10%