Что мы представляем, когда думаем о санатории? Модернистскую архитектуру, космические приборы, ванны с грязью, человеческие тела, растения, заброшенные здания, остановившееся время. Санаторий в понимании современного человека — не функциональное пространство, а утопическое. Туда хочется сбежать от шума городской жизни, ускользнуть от призраков капитализма, укрыться от стресса, переработок, выгорания. Чтобы найти успокоение в предсказуемости и однообразном повторении. Дауншифтинг с ограниченным сроком действия. Отдых, отпуск, остановка.

На заре прошлого столетия такая остановка могла длиться годами или не заканчиваться вовсе. Инженер Касторп из романа Томаса Манна «Волшебная гора» на семь лет проваливается в мир санатория под Давосом. Отец героя из фантастического романа Бруно Шульца «Санаторий под Клепсидрой» погружается в санатории в безвременье. Для всего остального мира он мёртв, но под Клепсидрой всё ещё остаётся живым. Эрвин Шрёдингер из нон-фикшн романа Бенхамина Лабатута «Когда мы перестали понимать мир» возвращается из швейцарского санатория, пережив опыт на грани жизни и смерти. После этого Шрёдингер создаёт знаменитое уравнение и меняет представление о пространстве и времени для всего человечества.

Советский санаторий пытается взять под контроль время и освободить пространство от проткнувших облака романтических идей. В новом, функциональном санатории советского человека учат новому быту, гигиене, распорядку. Лечат солнцем, воздухом, физикой. Но и конструктивистский проект проходит через трансформацию. В позднем Советском Союзе поездка в санаторий доступна всем, но недоступна каждому. Завуалированная профсоюзным билетом привилегия для нуждающихся в отдыхе.

Образом утопичного санатория грезит человек сегодня. Жаждет места, напоминающего курорт или дом отдыха. Где нет нужды в усилии, где всё подчинено ритуалам, после выполнения которых можно почувствовать себя лучше.

Кинопрограмма исследует образ санатория не строго, но междисциплинарно. Через ряд кинопоказов, коллективных практик коллажа и перформанса мы предлагаем посетителям узнать о кинематографическом воплощении санатория и почувствовать на себе эффект пребывания в таком пространстве. 



Алиса Насртдинова

киноархивист, куратор, киновед. Автор кинопрограммы «Пересборка реальности: перемонтаж и советский кинопроцесс 1920-х» (2023) в Центре «Зотов», составитель кинопрограммы «Молчание кино» (2022-2023) в Доме Радио, куратор публичной программы Международной конференции по киноведению и архивному делу (2022-2023), куратор просветительской программы «Резиденции» в Госфильмофонде (2022), куратор образовательной программы Beat Film Festival (2020). Читала лекции о кино и архивах в ВШЭ, МШНК, ИТМО, на кинокурсе ЛУЧ и перед кинопоказами в различных культурных институциях. Публиковалась в «Киноведческих записках», «Искусство кино», «Сеанс».

Информационный партнер:

setters

Партнер кинопрограммы:

мшнк

MOX_logo

Билеты для держателей Зотов. Карт со скидкой 10%