В Конструктивном Пространстве «Зотов» солисты оркестра и хора musicAeterna продолжают цикл камерных концертов, посвященных советской музыке 1920-х годов. Цикл исследует музыкальные открытия раннесоветского авангарда. Унаследованные от множества предреволюционных течений в искусстве, литературе и театре, они находились в русле европейских исканий, а нередко и предвосхищали их.

В то же время, в советской музыке 1920-х проявлялись исключительно оригинальные черты, связанные с особенностями отечественной политики и культурной жизни. Имена некоторых композиторов, представленных в концертах, сейчас почти забыты. Другие — прославлены сочинениями, написанными позже и в иной стилистике. Палитра музыкальной жизни 1920-х была необычайно разнообразна: пестрота, энергия и изобретательность той эпохи находят отражение в концертах солистов musicAeterna.

Второй концерт цикла представляет публике три легендарных имени эпохи советского авангарда. Дипломная консерваторская работа Гавриила Попова — Септет для необычного состава — парадоксально стала самым исполняемым сочинением композитора, который многократно подвергался преследованию за «отражение идеологии враждебных классов» и «формализм», «эмигрировав» впоследствии в музыку для кино.

 

Иван Вышнеградский и Иосиф Шиллингер — изобретатели новаторских музыкальных языков — эмигрировали физически: первый в США, где нашел себя в роли теоретика и педагога, второй во Францию, где долгие годы продолжал поиски в области четвертитоновой музыки и опыты по созданию подходящего для нее фортепиано. В концерте прозвучат ранние сочинения этих авторов, написанные еще в СССР: «Эксцентриада» Шиллингера для фортепиано соло и три песни Вышнеградского на слова его кумира Фридриха Ницше, отражающие своеобразную философию и космогонию композитора.

Вступительное слово к концерту — Светлана Петухова, кандидат искусств, музыковед, старший научный сотрудник Государственного института искусствоведения.

Программа:
Гавриил Попов (1904 — 1972)
Септет (Камерная симфония) для флейты, кларнета, фагота, трубы, скрипки, виолончели и контрабаса, op. 2 (1926–1927)

Иван Вышнеградский (1893 — 1979)
«Уж солнце на закате», три песни на стихи Фридриха Ницше для бас-баритона и фортепиано, op. 3 (1918)

Иосиф Шиллингер (1895 — 1943)
«Эксцентриада», три пьесы для фортепиано, ор. 14 (1924)

 

Галерея