В Конструктивном Пространстве «Зотов» солисты оркестра и хора musicAeterna продолжают цикл камерных концертов, посвященных советской музыке 1920-х годов. Цикл исследует музыкальные открытия раннесоветского авангарда. Унаследованные от множества предреволюционных течений в искусстве, литературе и театре, они находились в русле европейских исканий, а нередко и предвосхищали их.

В то же время, в советской музыке 1920-х проявлялись исключительно оригинальные черты, связанные с особенностями отечественной политики и культурной жизни. Имена некоторых композиторов, представленных в концертах, сейчас почти забыты. Другие — прославлены сочинениями, написанными позже и в иной стилистике. Палитра музыкальной жизни 1920-х была необычайно разнообразна: пестрота, энергия и изобретательность той эпохи находят отражение в концертах солистов musicAeterna.

Второй концерт цикла представляет публике три легендарных имени эпохи советского авангарда. Дипломная консерваторская работа Гавриила Попова — Септет для необычного состава — парадоксально стала самым исполняемым сочинением композитора, который многократно подвергался преследованию за «отражение идеологии враждебных классов» и «формализм», «эмигрировав» впоследствии в музыку для кино.

 

Иван Вышнеградский и Иосиф Шиллингер — изобретатели новаторских музыкальных языков — эмигрировали физически: первый в США, где нашел себя в роли теоретика и педагога, второй во Францию, где долгие годы продолжал поиски в области четвертитоновой музыки и опыты по созданию подходящего для нее фортепиано. В концерте прозвучат ранние сочинения этих авторов, написанные еще в СССР: «Эксцентриада» Шиллингера для фортепиано соло и три песни Вышнеградского на слова его кумира Фридриха Ницше, отражающие своеобразную философию и космогонию композитора.

Вступительное слово к концерту — Светлана Петухова, кандидат искусствоведения, музыковед, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания.

Музыканты: Дмитрий Бородин (дирижер), Анна Комарова (флейта), Сергей Елецкий (кларнет), Талгат Сарсембаев (фагот), Жасулан Абдыкалыков (труба), Дмитрий Чепига (скрипка), Алексей Жилин (виолончель), Карлос Наварро (Контрабас), Николай Мазаев (бас), Екатерина Пресслер (фортепиано), Александра Листова (фортепиано).

Программа:
Гавриил Попов (1904 — 1972)
Септет (Камерная симфония) для флейты, кларнета, фагота, трубы, скрипки, виолончели и контрабаса, op. 2 (1926–1927)

Иван Вышнеградский (1893 — 1979)
«Уж солнце на закате», три песни на стихи Фридриха Ницше для бас-баритона и фортепиано, op. 3 (1918)

Иосиф Шиллингер (1895 — 1943)
«Эксцентриада», три пьесы для фортепиано, ор. 14 (1924)

 

Галерея

Выставки и события

01.06.23 - 29.06.24
Детям
Занятия по абстрактной живописи