Концерт солистов оркестра musicAeterna посвящен редко исполняемым камерным сочинениям Сергея Прокофьева, написанным во время его эмиграции. Созданные по заказам, эти циклы представляют собой маленькие шедевры, в которых как в зеркале отразились и метания композитора, ищущего востребованности на разных континентах, и беспокойный дух времени.

Квинтет для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса op. 39 (1924) исполняют особенно редко из-за необычной комбинации инструментов. Вероятно, это первое в истории сочинение для такого состава. Прокофьев писал музыку квинтета по заказу передвижной балетной труппы для цирковой пантомимы с гиньольным сюжетом: Балерина, получеловек-полукукла, погибает от взрыва хлопушки, а остальные персонажи разрывают вынутую из нее тряпичную душу себе на носовые платки. В Квинтете заметны влияния Стравинского, молодых французов из Les Six, нововенцев и даже джаза.

Пять мелодий для скрипки и фортепиано были написаны в Нью-Йорке в 1921 году как вокализ «Пять песен без слов» для сопрано Нины Кошиц. В 1925 году Прокофьев переаранжировал миниатюры для скрипки ради большей востребованности уже на французской концертной эстраде.

Увертюра на еврейские темы – единственное произведение Сергея Прокофьева для кларнета, струнного квартета и фортепиано. В 1919 году композитор откликнулся на просьбу своего давнего поклонника, виолончелиста Иосифа Чернявского и буквально за неделю сочинил Увертюру для еврейского секстета «Зимро», в котором тот играл. Премьера состоялась в Нью-Йорке в 1920 году. Сочный национальный колорит, юмористическое изображение игры местечкового свадебного оркестра имели большой успех у публики, и в 1934 году Прокофьев переложил Увертюру для оркестра.

Музыканты: Максим Акчурин (виолончель), Сергей Елецкий (кларнет), Андрей Матюхин (гобой),  Андрей Росцик (скрипка), Мария Стратонович (скрипка), Олег Худяков (фортепиано), Артем Чирков (контрабас), Евгений Щёголев (альт),  Яна Щёголева (скрипка).

Вступительное слово к концерту — Неля Насибулина, музыковед, ведущая концертов Московской филармонии, блогер.

 

Программа:

Сергей Прокофьев (1891 – 1953)

1.Квинтет для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса, ор. 39 (1924)
2. Пять мелодий для скрипки и фортепиано, ор. 35 (1925)
3. Увертюра на еврейские темы для кларнета, струнного квартета и фортепиано, ор. 34 (1919)

Галерея