Все чаще в мировом интеллектуальном сообществе звучат сомнения в объяснительной силе постмодернистской эстетической теории. Исследователи культуры, в том числе историки русской литературы, уже давно высказывают недовольство традиционной постмодернистской теорией, находя ее неадекватной для описания и анализа современных культурных тенденций.
В лекции анализируются новые возможности, связанные с относительно недавним появлением теории метамодернизма как новой дискурсивной практики, новой чувствительности и новой культурной логики. Как новая эстетическая теория помогает нам понимать тексты Виктора Пелевина или Татьяны Толстой? Что объединяет их с опытами позднесоветской литературы? И где лежит принципиальная граница, отделяющая «новую» прозу от того, что было до постмодернизма?
Рассуждение о теории призвано удовлетворить давно возникшую потребность в современной теоретической системе, ориентированной на культурные задачи нашей эпохи. Такой системой может стать метамодернизм, теория которого достаточно активно развивается в последние годы.
Метамодернизм, по мнению создателей этой теории, медленно, но неуклонно приходит на смену культурной логике постмодернизма. Не отрицая наличия постмодернистских тенденций в современном мире, теоретики метамодернизма утверждают возвращение аффекта, историчности и преодоление безглубинного постмодернистского сознания, видя в этом выход современной культуры за рамки постмодерна.