В центре внимания лектора оказывается культурно-идеологическая ситуация 1920-х — начала 1930-х годов.

Институциональный подход представляет «пролетарский эпизод» в советской литературе как «бизнес-проект», не потерявший привлекательности и жизнеспособности даже после расстрела его основных исполнителей. Его целью было приобретение финансовой поддержки и политического ресурса для единоличного управления литературным процессом. На пролеткультовской стадии проекта была сформулирована идея о необходимости антропологической трансформации, без которой социальная революция не гарантирует победы социализма. На второй стадии, связанной с деятельностью ассоциаций пролетарских писателей, главными стали вопросы организационные, и антиэстетизм оказался следствием строительства пролетлитературы как корпорации.

Дарья Московская
Главный научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М. Горького
Заведующая Отделом рукописей, доктор филологических наук