Течение литературной жизни в 1940–1970-е годы неразрывно связано с политическими и идеологическими особенностями советской системы. 

Давление власти на писателей, буквальное вытеснение их за рамки «официальной» литературы обусловили появление самиздата — едва ли не главной формы существования «неподцензурных» произведений в СССР. Именно в контексте культуры литературного «подполья» позднее сформировалась эстетика «нонконформизма», которая из сегодняшнего дня видится главным художественным откровением того времени.

Однако сколько-нибудь подробных и систематических обзоров бытования именно литературного самиздата (в отличие от политического, религиозно-философского) пока не существует, а изучение самиздата, социальных аспектов явления, его места в круге чтения интеллигенции, самиздатской периодики — активно ведется сейчас, но в основном силами западных ученых.

Настоящая лекция призвана сориентировать слушателей и помочь им не только погрузиться в подробности «катакомбной» жизни «опальных» литераторов на протяжении нескольких послевоенных десятилетий, но и оценить объем и характер того, что должно быть собрано, описано и изучено.

Алексей Макаров
Историк, специалист по истории диссидентского движения и самиздата