Первая мировая война, революционный 1917 год и гражданская война в России обернулись бытовой катастрофой для миллионов граждан — в том числе на уровне обуви. Часто в семьях обувались по очереди — кто остался без ботинок, тот сидит дома. Благодаря нэпу, с его краткосрочным возвратом на коммерческие рельсы, понемногу возрождались обувные производства и торговля. Но несмотря на промышленные приоритеты власти, массовая обувь оставалась в основном кустарной работы: ботинки, сапоги и так называемые баретки — непритязательные туфли из парусины с ремешком.

Эпоха форсированной индустриализации первой пятилетки (1928—1932) вновь, как и в годы гражданской войны, вернула в страну острый обувной голод, но в то же время породила свои, уникальные формы обуви. Ко второй половине 1930-х, в годы сталинского «консервативного поворота», оформился соцреализм — феномен всепроникающий, не миновавший даже таких неочевидных сфер как обувной дизайн.

Об этих сюжетах пойдет речь в лекции Марии Тереховой. Рассказ дополнит широкий иллюстративный ряд, в том числе из личного архива автора.

Мария Терехова — историк моды и культуры, искусствовед. Старший научный сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Автор книги «Очерки культурной истории обуви в России» (М.:НЛО, 2025) и ряда научных каталогов музейных коллекций.

При поддержке журнала «Теория моды» (издательство НЛО)

Мария Терехова
Историк моды и культуры, искусствовед