Мейерхольд как режиссер обладал исключительным чутьем на современное. В 1920-е остро современное поле складывалось вокруг конструктивизма, производственничества и идей лефовцев по поводу «реального» (предмета, речи, типа творческой работы и так далее). Установки конструктивистов на нового типа прагматику, функциональность в искусстве пришлись Мейерхольду ко двору: он и раньше, в период своих студийных опытов, искал способы соединить телесность актера в его определенной выучке (например, техникам старинного театра) и пространство, ритм, предмет. 

Мероприятие проходит в рамках публичной программы к выставке «От утопии к театру» к 150-летию со дня рождения В. Мейерхольда.

Сейчас эта синкретичность конструктивистов была воплощена – в дизайне, архитектуре, одежде. Мейерхольд стал сотрудничать с художницами Любовью Поповой и Варварой Степановой, а заодно работать над биомеханикой. Эта слиянность тела и пространства, оказавшаяся потом столь важной для послевоенного перформанса, разрабатывалась именно в мейерхольдовских конструктивистских спектаклях. А идея жизнестроительства, свойственная раннесоветским утопистам, Мейерхольда интересовала во вторую очередь – между политикой и искусством он всегда выбирал второе. Правда, в своих эстетических очертаниях его искусство оказалось политическим.

Кристина Матвиенко — театровед, театральный критик, куратор, кандидат искусствоведения. Автор статей в научных журналах и сборниках. Заместитель руководителя отдела внешних коммуникаций и развития Электротеатра Станиславский.