Освобождение цвета и формы от предметности у Кандинского полностью соответствовало освобождению интервала и тембра от тональности у Шенберга. На эту тему существует много рассуждений, основывающихся не только на анализе их работ, но и на содержании переписки, которую вели эти мастера, будучи близкими друзьями. Но слушателям не совсем бывает понятно, почему между этими открытиями ставится знак равенства. Потому что и зрительное, и слуховое восприятие находится в плену образа, или матрицы, в котором образ кошки с лапами и хвостом ничем не отличается от образа, например, тональности до-минор с ее функциями (ср., например, I часть 5 симфонии Бетховена). На втором месте остается цвет кошки или мотивная структура симфонии, обусловленная «мотивом судьбы». Но ведь именно эти качества остаются подлинно живописными и музыкальными, воспринимаемыми сознанием вне его данностей как художественное содержание. Научить нас мыслить вне данностей сознания, настроенного на определенные клише восприятия, — вот в чем была цель Шенберга и Кандинского, поставленная ими впервые по крайней мере за тысячу лет существования музыкального и изобразительного искусства.
Мы не рекомендуем приобретать билеты на сторонних ресурсах.